Агенда Матери Без даты, июнь 1958 (К беседе от 19 марта 1958 г., подготовленной для печати в «Бюллетене» Ашрама, Мать добавила некоторые комментарии, имеющие непосредственное отношение к разговору о Страшном Суде, и, вставала отрывок из беседы на эту же тему, относящейся к концу февраля. 195S г.) Очевидно одно: человечество достигло определенного состояния общего напряжения — действий, сил, даже повседневной жизни - и в результате получилась такая чрезмерная активность, такая общая тряска, что человеку, похоже, остается либо сломить сопротивление и перейти в новое сознание, либо рухнуть в пропасть мрака и инерции. Это напряжение настолько охватило сущее, что что-то просто должно сломаться. Так дальше продолжаться не может. Думаю, это верный знак проникновения в материю нового принципа силы, сознания, власти, который и создает напряженность. Внешне можно ожидать, что Природа, готовясь к превращениям, прибегнет к обычным методам; по новый характер превращения заметен лишь на избранных, и даже избранные — понятие довольно общее, они не сосредоточены в одной точке, в одном месте; признаки превращения встречаются во всех странах: это воля к поиску нового высшего решения, попытка достичь совершенства, охватывающего все. В мире рождаются и живут идеи более общего, более широкого, так сказать коллективного плана. Рука об руку идут возможность полного разрушения, крайне высокая вероятность катастрофы, более мощной, чем когда-либо, и в то же время рождения или, вернее, проявления гораздо более высокой воли и более высоких и глобальных идей, которые, будучи услышаны, могут принести более эффективную, совершенную и полную помощь, чем раньше. Эта борьба, конфликт между созидательными силами восходящей эволюции, силами все более совершенной божественной реализации и мощными разрушительными силами, разгул которых не поддается контролю, становится все заметнее, очевиднее, и речь идет уже только о том, кто первый придет к своей цели. Впечатление такое, словно все враждебные антибожественные силы витального мира спустились на землю, являющуюся полем их действия, и в то же время новая, высшая, более могущественная духовная сила, также спустилась на землю с целью принести новую жизнь. Борьба становится острее и ожесточеннее, но и приобретает решительный характер, что дает надежду на скорое избавление. Не так давно духовным стремлением человека был покой, тихая бездеятельность, полная отрешенность от мира, бегство от жизни, а точнее, от сражения, попытка подняться над битвой, не тратя на нее сил; при таком духовном покое вместе с напряжением, борьбой, усилиями исчезало и страдание во всех его видах, что расценивалось как истинная и единственная форма духовной и божественной жизни. Именно так понималась божественная милость, божественная помощь, божественное вмешательство. Да и в наше тревожное, напряженное и сверхнапряженное время из всех видов помощи такой покой воспринимается как наивысшее благо, как вымоленное долгожданное облегчение. Для многих он служит верным знаком божественного вмешательства, божественной милости. Действительно, что бы мы ни намеревались осуществить, начинать нужно с установления совершенного и нерушимого покоя; это основа будущей работы, но поскольку мы желаем не личного эгоистического освобождения, то не можем остановиться на этом состоянии. Существует другой аспект божественной милости: это движение вперед и преодоление всех препятствий, устремление человека к новой реализации, раскрывающей двери в новый мир, благодаря которой воспользоваться божественной реализацией смогут не только избранные. Последние своей силой, своим влиянием переведут в новое, лучшее состояние все человечество. Здесь открывается дорога будущей реализации, простор для уже проявившихся возможностей, и целая часть человечества, сознательно или подсознательно раскрывшаяся новым силам, поднимется к более гармоничной и совершенной жизни... Поскольку индивидуальная трансформация возможна не всегда, произойдет некое повышение общего уровня, всеобщая гармонизация, вследствие чего на смену сегодняшнему хаосу и бурным битвам придет новый порядок, новая гармония. Будут и другие последствия - уничтожение всех безобразий, искажений жизни, что создал своим вмешательством разум. Они, в свою очередь, усугубляют страдания, нищету, нравственное убожество. Все эти отталкивающие вещи превратили в кошмар часть человеческой жизни. Они должны исчезнуть. Именно поэтому люди во многих отношениях ниже животных, чья жизнь, по крайней мере, осталась простой, естественной и гармоничной. Страдания животных никогда не были такими глупыми и гнусными, как у части человечества, использующей данный ей разум исключительно в эгоистических целях. Нужно подняться над этим, прорваться навстречу Свету и Гармонии или опуститься до простой и здоровой, не подверженной извращениям животной жизни. После некоторого молчания Мать добавила: Но те, кто не способен подняться, те, кто отказывается идти вперед, автоматически утратят разумное сознание и опустятся на низший уровень. Хочу рассказать тебе об одном переживании, это поможет тебе понять. Некоторое время спустя после супраменталыюго опыта 3 февраля явления физического мира казались мне далекими и абсурдными. Группа посетителей попросила разрешения поприветствовать меня, и как-то вечером они пришли на Площадку для Игр. Это были богатые люди, то есть денег у них было больше, чем нужно для жизни. Среди них была одна женщина в сари, очень толстая, и сари она, надела, чтобы скрыть жир. Когда она наклонилась, чтобы получить благословения, уголок сари приподнялся, открыв ее живот. Огромный живот. Я была просто шокирована.. .Бывают толстые люди, в которых нет ничего отталкивающего, но тут вдруг я увидела извращение, буквально гниль, заключенную в этом животе, походившем на огромный нарыв, — олицетворение жадности, порока, дурного вкуса, низменных желаний, удовлетворяемых так, как не свойственно никакому животному, — грубо и прежде всего извращенно. Я увидела извращенный ум, поставленный на службу самым низменным аппетитам. И тут неожиданно у меня вырвалось как мольба, как Веда: «О Господи, именно это должно исчезнуть!» Мы прекрасно понимаем, что нужно ликвидировать физическое убожество, неравенство в распределении мирских благ, мы изобретаем разные экономические и политические выходы из существующего положения, но ведь такое убожество, убожество разума не может измениться, оно НЕ ХОЧЕТ меняться. И подобные люди заранее обречены на тлен. В этом смысл первородного греха: извращение зародилось с разумом. Способная соединиться с высшим разумом и найти в нем освобождение часть человечества, человеческого сознания, полностью трансформируется: она движется навстречу будущей реальности, которая пока не проявилась внешне; другая часть, близкая к животной простоте, к Природе, вновь сольется с ней и целиком поглотится ею. Но искаженная часть человеческого сознания, нашедшая дурное применение своему разуму, исчезнет. Эта последняя часть — бесплодная поросль — будет уничтожена подобно другим видам, исчезнувшим в ходе всемирной истории. Многим пророкам прошлого было дано такое же апокалиптическое видение, но поскольку, как обычно, все перемешалось, наряду с ним они не получили видение супраменталыюго мира, возвышения продвинутой части человечества и трансформации физического мира. Поэтому, желая дать надежду рожденным в извращенном человеческом сознании, они стали проповедовать искупление через веру: те, кто верит в то, что воплощенный Бог принес себя в жертву, автоматически будут спасены, перейдут в иной мир — для этого не требуется ни понимания, ни ума, достаточно веры. Они не видели ни супраментального мира, ни того, что великая Жертва воплощенного в материю Бога — это залог абсолютного раскрытия Божества в самой материи. Без даты, (июнь 1958?) Собственноручная запись Матери Мы готовим на земле соединительный, связующий мост между разумным человеческим сознанием и Супраментальным сверхчеловеческим сознанием. Это будет целый переходный мир. Проявляется и материализуется новое творение. Здесь на службу этому творению нужно поставить доступные материальные средства и возможности, приспособив их к новым потребностям. Одними из главных являются денежные средства. 22 июня 1958 Собственноручная запись Матери Не спрашивайте меня относительно подробностей материального существования тела: сами по себе они не представляют интереса и не должны привлекать внимания. Всю свою жизнь, сознательно или нет, я была тем, чем хотел меня видеть Господь и делала то, чего Он от меня хотел — и только это имеет значение. 2 июля 1958 Рамдас (йог, живший на северо-западе Индии, исповедовал путь любви (бхакти), его йога состояла в повторении имени Рам), наверное, продолжает линию Чайтанья - Рамакришна и так далее... ( Пауза) Тема этого вечера... Об этом я никогда не рассказывала до конца. С одной стороны, позиция примерно как у людей во вчерашнем фильме ("Бишнуприйя" - бенгальский фильм): Бог все, Бог везде, Бог в том, кто бьет вас (как пишет Шри Ауробиндо, «God made me good with a blow, shall I tell Him: "O Mighty One, I forgive you your harm and cruelty but do it not again!"» ("Бог сотворил мне благо ударом. Скажу ли: "О. Всемогущий, я прощаю тебе зло и жестокость, но не повторяй этого!")), — позиция, которая, будучи последовательно доведена до конца, выразится в принятии мира как он есть: мир — совершенное выражение божественной Воли; а с другой стороны, стремление к прогрессу и трансформации. Поэтому нужно признать, что в этом мире вещи не таковы, какими они должны быть. В «Синтезе йоги» Шри Ауробиндо несколько раз повторяет, что понятия добра и зла, чистоты и нечистоты нужны лишь для действия; по такие пуристы, как Чайтанья, Рамакришна и другие, не признают их необходимости для действия. Они говорят: дело в том, что вы считаете действие необходимым, а это противоречит чувству Божественного во всем сущем. Как примирить эти позиции? Помню, что я уже пыталась говорить об этом, но никто меня не слушал и даже не понял, а я не стала настаивать. Тот разговор так и закончился, я не стала его продолжать, потому что никто не извлек из него ничего для себя, никакого смысла. Но сейчас я могу дать очень простой ответ: Оставите Всевышнему его работу; Он, а не вы должен продвигаться вперед! Рамдас вовсе не считает, что мир хорош сам, по себе. Нет, но я хорошо знаю таких людей, и глубоко их понимало! Чайтанья, Рамакришна, Рамдас — самые понятные мне люди: их это не смущает. Они живут одним ощущением, одним конкретным опытом, и совершенно не задумываются о том, что в их построениях (они да же толком не разрабатывают их) много противоречий, потому что на внешнем уровне все в порядке. Такие люди не задаются вопросами, не стремятся к ясному видению: у них есть ощущение, и этою достаточно. Рамакришна таким и был: не смущаясь, говорил противоречивые вещи, и все его слова оставались истиной. Но до Шри Ауробиндо, до кристально чистого видения, расставившего все вещи по местам, без каких бы то ни было противоречий — до этого они никогда не поднимались. У него было истинное, кристальное, совершенное супраментальное видение, даже с точки зрения знания и понимания. До такого они никогда не доходили. Чуть позже Каждый, скажем так, отдельный элемент (хотя это не совсем точно) занимает свое место в зависимости от действия Милости, которое может быть индивидуальным или коллективным. Если она воздействует на все в целом, каждая вещь, каждый элемент и принцип занимают свое место согласно кармической логике; общего движения. Это дает ощущение путаницы и беспорядка, которые мы наблюдаем. Если же Милость воздействует на все индивидуально, она ставит каждого на наилучшее для него место в соответствии с тем, чем он является и что смог осуществить. Но есть еще и высшая милость, назовем ее так, проявляющаяся в исключительных случаях, когда место каждого определяется не по тому, что он есть, но по тому, чем он должен быть, то есть космическая вселенская воля опережает личный прогресс. И в этом случае следует молча преклонить колени. Без даты, (июль?) 1958 Запись, сделанная рукой Матери. В последнее время, видя, что представляет собой мир и находя его безнадежным, человеческий интеллект объявил вселенную ошибкой Бога, а явление и творение — плодом его желания: желания проявиться, познать себя и поиграть. Отсюда следует, что остается как можно скорее покончить с этой ошибкой, отказавшись потакать этому желанию и его губительным последствиям. Но Высший Господь отвечает, что комедия не доиграна до конца, и добавляет: «Подождите последнего действия; вы, несомненно, измените свое мнение». 5 июля 1958 Я только что изложила 3. план выхода из затруднительного положения (Речь идёт о денежных затруднениях Ашрама.), и надеюсь он не счел меня сумасшедшей. Ведь он питал ко мне огромное уважение! Как всегда в подобных случаях, во мне была такая радость, такое возбуждение: клетки пустились в пляс. Мне; понятно, почему люди принимаются петь, танцевать и т. п.; чтобы остаться такой [изображает невозмутимость], нужна огромная воля: из горла рвется песня! * * * С. принес мне фотографию [сделанную 21 февраля после даршана] Святая с нимбом! [Мать смеется] Глаза хорошие. Я помню, был самый конец даршана, и я повторяла: «Господи, Господи, Господи, Господи... ». Но без слов. Это приходило вот так [показывает] и расходилось далеко-далеко! Оно сосредоточилось здесь [описывает круг над головой] и здесь [показывает на подбородок]. Это решимость (но хорошо бы немножко света на подбородке!) и воля к реализации. Вот так: вместе приходят способность к АБСОЛЮТНОЙ гибкой пассивности — при ПОЛНОМ молчании и самозабвении, и НЕСОКРУШИМАЯ ВСЕМОГУЩАЯ ВОЛЯ, которой все под силу, которая сметает все препятствия. То и другое совершенно не мешают друг другу, а объединяются в радости — это ВЕЛИКИЙ секрет! Гармонизация противоречий в радости и полноте, ВСЕГДА, ВСЕГДА и при любых затруднениях: великая тайна! 6 июля 1958 Сегодня утром я задала себе вопрос: действительно ли деньги находятся под контролем Природы? Нужно подумать...Потому что лично мне она всегда давала все необходимое. В молодости я жила в самой настоящей нищете! Как художнице, мне иногда приходилось выходить в свет (художникам это нужно), у меня были лаковые ботинки все в трещинах... и я подкрашивала их, чтобы не бросалось в глаза! Вот и представь, как мы жили: полная нищета! Однажды в магазине (тогда была мода на длинные юбки, волочившиеся по земле, а у меня не было нижней юбки, которую можно было бы надеть с таким нарядом, — мне-то было на это наплевать, мне было совершенно все равно, но раз уж Природа сказала, что я всегда буду иметь то, что мне нужно, я решила, проделать опыт, на витрине я увидела очень симпатичную нижнюю юбочку, как тогда носили, с лентами, кружевами и всем прочим, и сказала: «Мне бы очень хотелось иметь такую юбку, чтобы носить ее с платьем». Откуда ни возьмись появилось целых пять юбок! Вот так. Я никогда ничего не прошу, но если вдруг говорю: «Да, неплохо было бы это иметь», — это надает мне с неба! В прошлом году я проделала опыт, я сказала. Природе: «Слушай, милая, ты сказала, что заодно с нами и у меня никогда не будет ни в чем недостатка, так вот, я хочу потешить себя: меня действительно очень позабавило бы, и доставило бы большую радость (вроде радости Кришны), если бы у меня было много денег и я могла бы делать с ними все, что хочу. Я ничего не хочу для себя, ты и так даешь мне больше, чем нужно, это лишь для того, чтобы позабавиться, иметь возможность свободно раздавать деньги, делать все, что хочется, легко тратить — на мой birthday (день рождения), прошу тебя, дай один крор (десять миллионов) рупий!» Она ничего не дала! Совершенно ничего: полный отказ. Интересно, она не хотела или просто не могла этого сделать? Наверное... Я же знаю, что деньги находятся под контролем асуров (я говорю о наличности, о «cash»; я не люблю заниматься бизнесом, но когда занимаюсь, получается, как правило, хорошо, но это не то; я говорю о наличных). Я никогда не спрашивала ее... Конечно, есть еще Ганеша (Бог с головой слона, сын Парвати, божественной Матери)... Однажды мы совершали медитацию (лег тридцать назад) в зале, где происходит раздача «Благ»(в этом зале Мать ежедневно давала ученикам необходимые средства)...Нас было, думаю, восемь или десять; мы составляли фразы из цветов: я клала разные цветы, и каждый составлял из них фразы, а темой было благосостояние, или богатство, или что-то вроде этого. Я подумала (вечно говорят, что Ганеша — это бог денег и мирских благ): «Не плод ли человеческого воображения эта история о боге со слоновьей головой?» Тут я вижу, как в зал входит живое существо, светящееся, вот с таким хоботом...и улыбается! А я, не прерывая медитации, говорю: «А! Так, значит, ты правда существуешь!» — «Разумеется, существую! И тебе надо только попросить у меня все, что хочешь, я имею в виду, конечно, деньги, и я тебе дам». Я попросила, и в течение примерно десяти лет они текли буквально вот так [изображает поток]. Потрясающе! Я просила, и к следующему даршaнy, или месяц спустя, или через несколько дней (по-разному бывало) получала их. Потом началась война; людей и расходов стало неизмеримо больше (в войну все стоило неимоверно дорого, любая мелочь была раз в десять дороже, чем раньше), и все закончилось. Не то чтобы совсем, но источник превратился в тоненькую струйку. А когда я просила, ничего пе получалось. В один прекрасный день я вызвала Ганешу через его изображение (!) и сказала: «А как же твое обещание?» — «Я не могу этого сделать, это слишком, мои возможности ограничены!» «А! — сказала я себе [смеется]. — Что за невезение!» И больше я на него не надеялась. Кое-кто обращался даже к Деду Морозу! Одна девушка, мусульманка, почему-то испытывала особую нежность к «Father Christmas» (причины я не знаю, к ее религии это не имело никакого отношения)! Ничего мне не сказав, она вызвала Деда Мороза и сказала ему: «Мать в тебя не верит, ты должен сделать ей подарок и тем самым доказать, что ты существуешь. На Новый Год ты подаришь ей то-то и то-то». Так и вышло!... Она была очень горда. Но это произошло всего один раз; и с Ганешей тоже было кончено. Тогда я стала просить у Природы. Она долго не соглашалась сотрудничать. Нужно будет спросить ее о деньгах. Потому что лично для меня все продолжается. Я думаю: «Хорошо бы у меня были такие часы». Появляется двадцать пар часов! Я говорю себе: «Хорошо бы у меня это было». И получаю тридцать предметов! Людям даже ничего говорить не надо — вещи появляются сами собой. Когда я приехала сюда впервые и беседовала со Шри Ауробиндо о том, что нужно для Работы, он сказал (и даже писал мне об этом), что ее успешное осуществление требует трех видов власти. Первый — власть над здоровьем, второй — над правительством, а третий — над деньгами. Здоровье, естественно, зависит от садханы; и это не все: есть и другие обстоятельства. Второе — власть над правительством. Шри Ауробиндо много наблюдал, изучал, размышлял и в конце концов сказал: «Есть лишь один способ получить эту власть: БЫТЬ правительством. Можно повлиять на отдельных людей, можно передать им волю, но они связаны друг с другом. В правительстве нет ни одного, ни даже нескольких людей, обладающих полнотой власти и принимающих все решения. Нужно самим быть правительством и направлять его в нужную сторону». Относительно денег он говорил: «Я еще точно но знаю, от чего это зависит». Однажды я впала в транс с этой мыслью и оказалась в месте, похожем па подземный грот (то есть где-то в подсознании, может быть даже в бессознательном), которое служило источником денег и власти над ними. Я хотела войти в грот (или в пещеру) и увидела, свернувшегося кольцами огромного змея, похожего на черного питона, размером с семиэтажный дом. Он сказал: «Ты не пройдешь!» — Почему? Пропусти меня». — «Я бы пропустил, но если, я это сделаю, "они " меня тут же уничтожат». — «Кто "они"?» — «Силы Асуров (Асуры - демоны, тёмные силы разума), властвующих над деньгами. Они поставили меня охранять вход как раз для того, чтобы ты не смогла войти». — «А как получить власть над деньгами?» — Тогда он сказал примерно следующее: «Я слышал (то есть это он знал лишь со слов хозяев), я слышал, что тот, кто получит полную власть над сексуальными устремлениями человека (не своими собственными, а над всеми — кто сможет контролировать их повсеместно, у всех людей), тот получит право войти». Те силы не сумеют помешать ему войти. Личная реализация — это очень просто, пустяк; но разница между личной реализацией и силой, контролирующей такие движения, управляющей ими повсеместно... Вряд ли условие выполнено. Если змей сказал правду, и это действительно может укротить враждебные силы, имеющие власть над деньгами, пока ничего не выходит. В какой-то мере необходимая для этого сила присутствует — но ее мало. Она ограничена и действует лишь в определенных обстоятельствах: иногда действует, иногда — нет. Все совершенно случайно. И естественно, когда речь заходит о земных вещах (я не говорю — универсальных, только земных), они должны быть однозначными; приблизительности здесь быть не может. Получается, что в этом случае дело решается между Асурами и родом человеческим. Единственное, что могут сделать люди, — это трансформироваться, отняв у Асуров власть над собой. Ведь человеческий род является частью Природы, но, как объяснял Шри Ауробиндо, разум, проявившись в человеке, поставил его в совершенно особые отношения с ней. Низшие виды находятся в полной зависимости от Природы; она заставляет их делать все, что захочет: они ничего не могут без ее воли. А человек начинает действовать и жить с ней на равных — не по силе, но с точки зрения сознания (поскольку он способен изучать и раскрывать секреты Природы). Он не выше ее, до этого еще очень далеко, но на равных. И тем самым он получил — это факт — некоторую независимость, которую тут же употребил на то, чтобы попасть под влияние враждебных сил, не земных, а экстраземных. Я, разумеется, говорю о земной Природе. Люди благодаря силе ума получили свободу и возможность заключать соглашения с витальными силами экстраземного происхождения. Существует целый витальный мир, не имеющий ничего общего с землей, совершенно независимый, появившийся раньше, чем земля, живущий своей жизнью, так вот, люди проникли туда! Они сделали... то, что мы в идим! И теперь... Об этом и говорила мне земная Природа: «Тут я не властна». Таким образом, Шри Ауробиндо пришел к выводу, что лишь супраментальная сила [Мать опустила руки], как он говорит, подчинит все. Даже Природу. Природа возмущалась (я об этом не раз писала), говоря: «Ну куда ты торопишься? Когда-нибудь все случится само собой». Но в прошлом году был тот необычайный опыт (опыт, где Природа заявила о своем согласии сотрудничать, 7 ноября 1957 г.). Испытав его, я сказала ей: «Ну вот, теперь мы пришли к согласию, так что дай мне подтверждение, я прошу у тебя подтверждения: сделай это». Она и не подумала. Вряд ли это интуиция, но благодаря какому-то прозрению мы говорим: «Продать душу дьяволу», — подразумевая, что деньги -это злая сила, и люди, вступившие на путь духовной жизни, не зря отказывались от денег — да и от всего, не только от них! Наверное, власть должна, если не распространяться на всех людей, то быть хотя бы достаточной для того, чтобы воздействовать на массу. Вероятно, существует такая степень владении движением, благодаря которой можно заставить массу (всех людей, в которых едва пробудилось разумное сознание) что-то делать или не делать, но это неважно. Пока власть принадлежит Природе. Речь идет только о разумном человечестве, которое развило свой разум, но нашло ему плохое применение и тут же пошло по кривой дорожке. О чем тут говорить, если высвобожденные для Творения божественные силы первым делом пошли по кривой дорожке (Действительно, по преданию первыми божественными силами, высвобожденными для творения, были Асуры, превратившиеся в демонов. Боги были созданы позднее, чтобы уничтожить произведённый демонами хаос.)! В этом корень, основа замечательного духа независимости, отрицания surrender [покорности]. Человек сказал: «Я имею способность мыслить и буду пользоваться ею, как мне вздумается. Никто не имеет права вмешиваться. Я свободен, я — независимое существо, НЕ-ЗА-ВИ-СИ-М0-Е!» И вот К чему мы пришли: кругом одни независимые существа! Вчера я вспоминала прошлые практики (мантры, молитвы, вибрацию, спустившуюся в атмосферу и давшую ей состояние постоянного призыва) и думала, насколько все изменилось! Я вспоминала старые учения, например такое: «Я есть Это» (Традиционная ведическая мантра, - ведический путь утверждал иллюзорность мира.). Людей приглашали сесть для медитации и повторять: «Я есть Это», — чтобы они достигли тождества. Это показалось мне устаревшим, ребяческим, и в то же время составляло часть общего целого. По-моему, смешно сидеть в медитации и повторять: «Я есть Это»! «Я», — что такое «я», что такое «Это»? Что за «я», где оно?... Я искала и видела микроскопическую точку (чтобы рассмотреть ее, нужны мощные увеличители), крошечную темную точку в без-гра-нич-нос-ти Света, и эта маленькая точка была телом. В то же самое время — совершенно параллельно — я видела Присутствие Высшего в виде Существа непомерной величины, в котором я была как... («я» в смысле ощущение), я была, как... [жест отчаяния]. Исчезли границы, и я испытывала лишь радость от того, что нахожусь в этом, что оно меня окружает, и я могу расширяться, расширяться и расширяться беспредельно — стать любым существом, с самым высшим и с самым материальным сознанием и при этом наблюдать свое тело и видеть, как в каждой его клеточке, в каждом атоме вибрирует светоносное божественное Присутствие во всей Силе, со всем Сознанием, всей Волей и Любовью и такая радость! Необыкновенная радость. Одно не мешало другому и не было никаких противоречий, но все ощущалось одновременно. Вот тут-то я сказала себе: «Вот! Не зря тело готовилось шестьдесят с лишним лет; теперь оно может выдержать такое, не срываясь в крик и пляс, не смеясь и не прыгая!» Нет, оно сохраняло спокойствие; (ликуя, оно оставалось спокойным) и контролировало слова и действия. Несмотря на то, что оно пребывало в другом мире, оно внешне вело себя совершенно нормально благодаря выработанному контролю РАССУДКА над всем существом, так что, пребывая в опыте, ПЕРЕЖИВАЯ опыт, я могла с любезной улыбкой отвечать на самые идиотские вопросы! А кончается это всегда благодарной молитвой: «О Господи, Ты действительно творишь чудеса! Ты дал мне все опыты, через которые необходимо было пройти, Ты заставил меня проделать все, что нужно было сделать для подготовки этого тела, и меня не покидало ощущение, что заставлял меня делать это Ты», — несмотря на осуждение всего здравомыслящего человечества! Без даты, (июль?) 1958 Чтобы практиковать эту йогу, нужно обладать хоть каким-то чувством прекрасного. Если его нет, не хватает одного из самых важных аспектов физического мира. Красота и благородство души существуют — я очень чувствительна к таким вещам. Это очень волнует меня и всегда вызывает огромное уважение. Красота души? Да, которая проявляется в лице; такая красота,, благородство, гармония даются полной реализацией. Когда душа проступает в физическом облике, это придает ему красоту, достоинство и величие: величие Дарохранительницы. Тогда даже самые незаметные вещи облекаются вечной красотой. Я видела, как лицо меняется в одно мгновение. Иной только что нёс в своем облике красоту, гармонию, чувство божественного достоинства и вдруг, столкнувшись с препятствием, с трудностью, ощутив свою вину и несовершенство, резко меняется внешне, его черты будто расплываются! Хотя лицо осталось прежним. Это происходит внезапно, как удар молнии, и выглядит ужасно. Такие мучения, вызванные деградацией (не зря в религиях это называется «муки греха»), не украшают! Даже самые красивые черты становятся ужасными! Хотя это тот же человек, то же лицо. Так я увидела, насколько страшно ощущение греха, насколько глубоко оно связано с миром лжи. 19 июля 1958 Персик должен созреть на ветке, плод нужно срывать, когда он напитается солнцем. Когда солнце заходит, можно прийти, взять и надкусить его. И это совершенно райское ощущение! Таких плода два: персик и зеленая золотистая слива. Последнюю тоже нужно теплой сорвать с дерева, надкусить и ощутить вкус рая. Каждый фрукт нужно есть по-своему. По сути это и есть символ земного Рая и древа Познания: надкусив плод Познания, теряешь непосредственность действий и начинаешь исследовать, изучать, обсуждать. Попробовав его, люди исполнились грехов. Я говорю, что каждый фрукт нужно есть по-своему. Существо, живущее в согласии со своей природой, со своей истиной, само находит правильный образ жизни. Если ты живешь в соответствии с истинной сутью существа, тебе нет нужды изучать явления: что про исходит само собой, под действием внутреннего закона. Существо, непосредственно и искренне следующее своей природе, божественно. Как только оно начинает думать, осознавать что делает и рассуждать об этом, оно погрязает в грехах. Идеей греховности Природу наполнило человеческое разумное сознание. От этого и происходит убожество. Животные не так несчастны, как мы, ни в коей мере, за исключением тех, кто, как говорит Шри Ауробиндо, испорчены. Испорчены те, что живут с человеком. У собак есть понятие греха и вины. Они стремятся походить на человека, человек для них — бог, и отсюда идет искажение, ложь: собаки лгут. Люди же приходят в восторг и говорят: «Надо же, какие умные!» Они утратили божественность. Человечество находится не на самом удачном витке спирали. Но разве собака не сознательнее, не выше по уровню тигра, иными словами, разве она не более божественна? Дело не в сознании. Человек, слов нет, гораздо более развит, чем тигр, но тигр божественнее человека. Не нужно путать, это совершенно разные вещи. Ведь Божественное всюду, во всем, не нужно никогда этого забывать: оно везде и во всем; то, что несознательно, что находится ниже уровня разума, но непосредственно, а следовательно, искренне, божественно само по себе, в соответствии со своей природой. Понятие вины внес человеческий разум. Разумеется, он сознательнее! Об этом не стоит и говорить, это подразумевается само собой, поскольку то, что мы называем сознанием («мы», то есть человек), — это способность объективировать и постигать вещи с помощью ума. Это не истинное сознание, хотя люди уверены в обратном. Если следовать человеческой логике, человек гораздо сознательнее животного, но человеку сопутствуют понятия греха и искажения, не существующие вне так называемого «сознательного» состояния Оно не имеет отношения к истинному сознанию, но есть просто способность к умопостижению и объективации явлений. Это кривая, ведущая вверх. Она удаляется от божественного, и чтобы вновь приблизиться к нему, нужно подняться гораздо выше, естественно, к высшему Божеству, потому что это должно быть сознательное Божество, тогда как другие существа могут быть божественны, не сознавая этого. Они божественны непосредственно и инстинктивно. А мы с нашим искаженным, извращенным сознанием применяем к творению свои нравственные понятия о добре и зле. Мы сами придумали их. Мы — промежуточная ступень между чистотой животных и божественной чистотой. 21 июля 1958 Люди не умеют экономить энергию. Когда случается болезнь или другая неприятность, они просят о помощи: тратят энергии в два, в три раза больше, чем нужно. Некоторые бывают восприимчивы и принимают энергию. Она дается во-первых, для того чтобы восстановить порядок, нарушенный происшествием или болезнью, а во-вторых, чтобы устранить или изменить то, что послужило истинной причиной происшествия. Вместо того чтобы незамедлительно воспользоваться этой энергией, они растрачивают ее во все стороны — суетятся, бегают, что-то делают, говорят... Они чувствуют, что полны сил, и тратят их впустую! Они не умеют сохранять их. И, естественно, поскольку энергия предназначена не для того, чтобы ее расходовали таким образом, а для внутренних затрат, люди совершенно выбиваются из сил. Так происходит повсюду. Люди не владеют умением уйти внутрь, использовать энергию (не сохранить — ее невозможно сохранить) на восполнение ущерба, на поиск причины неприятности или болезни и на внутреннее изменение. Они принимаются болтать, суетиться, действовать, делать то-се! По правде, большинство людей чувствует, что живет только когда тратит энергию, иначе это не жизнь. Не транжирить энергию — значит расходовать ее в тех цепях, для каких она дана. Если энергия дана для трансформации, сублимации существа, на это и нужно ее использовать; если она дана на исправление, нужно тратить ее на исправление. Естественно, если кому-то энергия дана для выполнения некой специальной работы и он расходует ее на эту работу, очень хорошо, она используется по назначению. Как только человек чувствует в себе энергию, он бросается действовать. А тот, кто не видит ей полезного применения, принимается болтать. Но еще хуже тот, кто не имеет никакого контроля над собой: такие люди становятся нетерпимыми и начинают спорить! Если кто-то поступает не так, как хотят они, они чувствуют в себе прилив энергии и принимают это за «священный гнев»!