4 марта 1961 - 11 марта 1961

Тема в разделе 'По материалам "Блога" Мирры (1951г.-1973г.)', создана пользователем Nataly, 6 мар 2011.

  1. Nataly

    Nataly Administrator Команда форума

    Агенда Матери
    [​IMG]

    4 марта 1961

    [Мать протягивает желтую петунию:] Смотри, какой энтузиазм! Красивый цветок. Его надо сразу же поставить в воду, иначе... Ему нужна жизненная сила, а вода - это и есть жизненная сила. Красивый цветок! Какой необычный! А это {двойной бледно-розовый цветок гибискуса) «единое» с божественным сознанием, подвергшееся воздействию супраментального, - оно уже становится супраментальным. Вот «завет реализации» (настурция) и... «равновесие» (бегония). И «верный мир» (портландия).
    Ты о чем-то хотел спросить?

    (Пауза)

    Ох! Просто ужас, каждый... [Мать имеет в виду учеников.] Ну и ладно, тем Хуже... Иначе я не пришла бы так поздно.
    Ты о чем-то хотел поговорить?

    Поговорить?

    Поговорить, поработать, решить, уладить... Все что угодно!

    Когда у тебя будет время, я кое о чем спрошу.

    Спрашивай.

    Это не личный вопрос, просто меня кое-что тревожит. Это по поводу World-Union ... (Движение за «единство мира», основанное несколькими учениками.)

    A, World-Union!.. И что тебя тревожит? Послушай, малыш, тут и думать не о чем. Я отвечу прямо сейчас: Шри Ауробиндо как-то писал о двойном движении трансформации: с одной стороны, человек занимается садханой (садхана – духовные поиски и духовная работа), устанавливая контакт с высшими сферами, ас другой - мир, как основу, надо поднять и подготовить, иначе никакой реализации не будет (я упрощаю). Существование некоторых людей ограничивается лишь поверхностью, - понимаешь, для того, чтобы жить, им нужно находиться в возбужденном состоянии: всё, что проходит через них (если вообще что-то проходит), тотчас выражается в возбуждении. Таким людям, например Ж., чтобы не называть имен, постоянно требуется какая-то внешняя деятельность. Так что он нашел фразу Шри Ауробиндо [World-Union, Мировой союз] и сообщил мне, что хочет...
    С самого начала он весь вот такой [жест, выражающий возбуждение], он пытается... чего только он ни пытается! Впрочем, успеха пока нет: у него нет метода, порядка, он не знает, как организовать работу. А весь этот «Мировой союз» нужен лишь затем, чтобы запустить его, как пускают лошадь галопом.
    Как-то раз, во время одного турне (я посылала его в разные города, ведь ему надо что-то делать, вот он и ездил, говорил, не знаю уж что) Ж. встретился в Дели с 3., которого индийское правительство посылало в СССР. Похоже, у них была какая-то невероятная беседа (во всяком случае, ко мне приходят письма со всего мира, включая Америку, с просьбами выслать запись беседы, поскольку она стала сенсацией). У 3. тоже была идея «Мирового союза» (он, кажется, говорил о «человеческом единстве»). И вот Ж. и 3. встретились. Кроме того, их поддержал С.М. (политик, ученик Шри Ауробиндо и друг Пандита Неру) и даже премьер-министр (Пандит Неру), симпатизировавший 3. Так все и началось.
    Для меня это было совершенно вторичным и малозначительным событием - я пустила людей галопом, поскольку им этого хотелось (но я не знала 3.). Ж. и 3. отправились в Африку, но тут начались трения, ведь Ж. привык действовать на один лад, а 3. - на другой. Словом, они рассорились и сообщили мне: «Прекрасное начало для Мирового союза: спор!» [Мать смеется] 3. говорил: «Ничего не получится, если мы не будем основываться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на учении Шри Ауробиндо и Матери; они стоят за нами и поддерживают нас», - а Ж. возражал: «Мы не сектанты. Мы примем любые идеи, теории и так далее». Хорошо. Они написали мне, а я ответила, приняв, в общем, сторону 3., но с одной поправкой. Он полагал, что мы должны быть его гуру, а я сказала: «Нет, это совершенно бессмысленно. Более того, я отказываюсь, я не желаю быть ничьим гуру. Просто люди должны знать, на каком теоретическом основании [учение Шри Ауробиндо] все это строится».
    (Вот ответ Матери: «Я прочла отчёт З.и и Ваше письмо по этому поводу.Думаю, что он оскорблён в своей вере и своём поклонении. В его словах есть доля правды: любая идея, насколько бы истинной она не была, останется бесплодной, если в ней нет силы, получаемой от реализации, изменения сознания. В этом случае даже тот, кто проповедует такую идею не достигнет реализации, не обратившись к тем, у кого есть сила. Вы же абсолютно правы. Идея принимается в силу её истинности, а не потому, что её высказал великий человек. Обе стороны вопроса равно верны, но они затрагивают лишь часть общего дела: это не вся правда. Надо принять обе стороны и добавить к ним другие аспекты вопроса, если вы хотите достичь динамической силы реалпзации. Неужели мы не видите, насколько смехотворна эта ситуация: три человека доброй воли встретились, надеясь рассказать людям о необходимости «Мирового союза», и не могут сохранить союз между собой лишь потому, что под разными углами смотрят на процесс реализации их плана?»)
    Словом, каждый тянул на себя. Наконец, они попытались что-то сделать (впрочем, ничего не вышло) и написали мне более ясное письмо (там был еще один человек, И., не очень образованный, но достаточно здравомыслящий и верный сердцем - хороший человек). И. спрашивал прямо и без церемоний. Я ответила: «Мировой союз - совершенно поверхностное предприятие без какой бы то ни было глубины. Он основан на словах Шри Ауробиндо о том, что нужно помогать «массам» следовать за движением «избранных». Если вам нравится, развлекайтесь на здоровье!» Конечно, я выразилась более мягко, но суть именно в этом.
    Тут все и рухнуло. Они продолжали что-то делать, но ограничивались лишь мелочами. У них есть даже газета (ею занимается В., а он совсем не глуп. Он достаточно умен; я имею над ним некоторый контроль и не позволяю ему писать глупости).
    Они еще хотели (это им пришло в голову чуть ли не в первую очередь) вступить в Общество Шри Ауробиндо, но оно не имеет ничего общего с Мировым союзом; это совершенно внешняя организация, основанная деловыми людьми с одной целью: приносить деньги, и только. То есть люди оказались в таком положении, что были вынуждены давать деньги (до сих пор Общество работало хорошо, но, думаю, так оно и будет продолжаться). Но ни с каким идеальным делом Общество не связано: его цели ЧИСТО ПРАКТИЧЕСКИЕ. (Начав со «сбора денег» на нужды Ашрама и Ауровилля, эта «совершенно внешняя организация», «не связанная ни с каким идеальным делом», после смерти Матери была объявлена владельцем Ауровилля.)
    Разумеется, Мировому союзу нечего было дать Обществу Шри Ауробиндо; они могли лишь оттянуть на себя часть денег. Я сказала: «Даже и не думайте!»
    Они возразили: «Но ведь вы - президент Общества Шри Ауробиндо». Мое имя используется исключительно как гарантия того, что деньги пойдут только на Дело, а не на что-нибудь другое. Это моральная и практическая гарантия, не более. В Общество входят люди, от которых не требуется даже понимание Шри Ауробиндо, только участие. Мировой союз - другое дело: он основан на совершенно идеальном фундаменте и должен подготовить мир к принятию [смеясь] Супраментального! Вот и готовьте! Они все равно ничего не делают. Это неважно. Вот моя точка зрения. Так я и сказала.
    Кроме того, я посоветовала им ничего не предпринимать в Ашраме. Пусть лучше отправляются в Тапогири, в Гималаи, или еще куда-нибудь. Ты понимаешь, почему. Они устроили тут «семинар», пригласили людей, те обещали прийти (наверное, очень немногие), а закончилось все провалом. Тогда я и сказала: «Это в последний раз. Больше здесь ничего не делайте. Езжайте в Тапогири, там красиво, горный воздух, вы там сможете подлечиться... и говорить друг другу любые глупости!»

    Я поражен... Знаешь, я ведь выхожу очень мало, но на любом даршане в Ашраме я, словно случайно, вижу Ж. с гостем из Европы. Тут поневоле задумаешься. Я спросил себя: «Что же он делает со ВСЕМИ европейскими гостями?!» Меня это удивило, потому что я поставил себя на место европейца, приехавшего впервые в Ашрам в поисках истины и услышавшего от Ж.: «Шри Ауробиндо - это Мировой союз». Я бы сразу ответил: «Мне это неинтересно, так что я уезжаю».

    Малыш, это отличная проверка! Таких вещей множество...
    Ты ведь знаешь Мриду (настоящая бочка!) (бывшая повариха Шри Ауробиндо, толстая, как бочка). Она постоянно пересказывает чужие сплетни, а когда их нет, придумывает свои! При этом у нее много клиентов: она готовит индийские сладости, так что от европейцев отбоя нет. Какую только грязь она ни выливает па гостей! Я-то знаю. Как-то сэр Акбар из Хайдарабада сказал мне: «берегитесь, это вторая Мать Ашрама!» Я ответила: «Это хорошая проверка: люди, поверившие ей, недостойны Ашрама».
    Вот и с Ж. то же самое с интеллектуальной точки зрения: тот, кто поверит ему, явно не готов.

    Причем тут вера или неверие? Я говорю об отвращении!

    Отвращении? Это то же самое!

    Люди скажут: так вот что такое Шри Ауробиндо!

    И докажут, что даже не читали Шри Ауробиндо.
    Это неважно. Нет, это проверка. У нас здесь очень много проверок. Люди не знают...
    Знаешь, это ведь заметно, как если бы мы специально запутывали их (разумеется, 3. делает это не «специально», но ощущение примерно то же).
    Благодаря таким людям, мне не нужно принимать слишком много народа.

    А еще меня поразила одна вещь в их газете...

    Я ее даже не видела. Что, много глупостей?

    Не то слово! Во первых, они пользуются именем Шри Ауробиндо, во-вторых, ставят его на одну доску с Виноба Бхае, доктором Швейцером и так далее. Наконец, они призывают людей «записываться»!.. Волей неволей подумаешь: «Все таки этот Шри Ауробиндо...» Понимаешь, все планы перемешаны, все занижено.

    В одном письме я ткнула их носом в подобные глупости.

    Ты только послушай: «Если вас привлекает наше движение, если вы чувствуете, что готовы к участию в этом духовном приключении, пришлите нам письмо и ЗАПИШИТЕСЬ в члены Мирового союза...»

    Я отправлю это В. и невинно так спрошу «Неужели это было напечатано и нашей газете? Лучше бы вы не делали подобных вещей: пропаганда не по нашей части». Ох! Малыш, ты же знаешь, я и так держу их в черном теле.
    Только все впустую. Надо относиться к этому с улыбкой. В общем, хорош тот, кто покончил с такими глупостями - это отбор! Решето.
    На самом деле ОЧЕНЬ НЕМНОГИЕ готовы к жизни здесь. Мы принимаем всех, а потом отсеиваем. Отбор становится все жестче и жестче. В конце концов мы возьмем всю землю, и... «churning» (Churn – взбивать) [Мать делает такой жест, словно взбивает что-то]. Все ненужное уйдет само.
    Конечно, противостояние все заметнее, но это хорошо, это значит, что мы продвигаемся вперед. Условия ужесточаются: любая мелочь становится поводом для демонстрации дурной воли и враждебности со стороны правительства, людей. То есть, с внешней точки зрения, нас «загоняют в угол». Но на сердце у меня радостно. Это знак движения вперед.
    Не переживай, лучше улыбайся. Улыбайся и будь выше этого.

    (Пауза)

    Я же им говорила... Они спрашивали, в чем они ошиблись с Мировым союзом (не так явно, конечно), и я ответила (тоже не слишком ясно, скорее, в общем плане), что их ошибка - в отсутствии верности. Я объяснила, что нельзя ставить все на одну доску (по этому поводу я и послала им ту фразу о Шри Ауробиндо [«В мировой истории Шри Ауробиндо представляет не учение и даже не откровение, а решительное ДЕЙСТВИЕ, идущее прямо от Высшего». [Беседа от 18 февраля]]). Я писала: «Нельзя говорить: «Это лишь одно учение из многих, так что будем широки духом и примем все учения»». Принимая все учения, ты принимаешь и все глупости.
    Но, с другой стороны, если человек так поступает, то он слишком примитивен и еще не готов.
    Примеров множество!.. Любая ошибка - это проверка. Возьми, скажем, П.: когда кто-то приезжал и просил просветить его, такого человека отправляли к П. (не я, ему говорили: «Поговорите с П.»).
    A П. был секретарем и не более того. Он говорил: «Если вы не признаете, что ТОЛЬКО Шри Ауробиндо знал истину, вы ни на что не годитесь!» Естественно (Мать смеется), мало кто спокойно мог выслушать это. Тогда ученики поняли, что лучше не отправлять гостей к П. (дело, как всегда в лени: им неохота было говорить с людьми, встречаться с ними, вот они и советовали: «Поговорите с тем-то, найдите того-то», - просто избавляли себя от лишней работы). Отсеялось очень много людей. Но, знаешь... Когда мне об этом рассказали, я ответила: «Да ведь они же сами могли прочесть книгу и посмотреть, нравится им это или нет. Как иначе их отсеять?! Если они уходят, значит ДОЛЖНЫ уйти! Вы сами увидите». И действительно, кое-кто вернулся, а кое-то - нет, потому что им и не надо было возвращаться. Вот так. Словом, это ПУСТЯКИ. А можно выразиться иначе: все просто прекрасно.

    (Пауза)

    Каждый из НАС должен выучить свой урок, а это уже другой вопрос. Мы не совершенны, потому что можем быть лучше. Обстоятельства лишь раскрывают нашу суть, не более того. И не надо мучиться - я вот не мучаюсь.
    Кроме того, меня это забавляет! Как весело! Все эти дела кажутся детскими, глупыми... meaningless [бессмысленными]. Что тут поделаешь! Пока люди стоят на таком уровне, мир остается прежним. Когда мы покончим с этим, тогда и покончим!
    Естественно, я тоже в некоторой степени ответственна, поскольку считается, что все организую я. А я просто пытаюсь расставить вещи ПО МЕСТАМ. Потому и говорю, что здесь лучше не проводить никаких «семинаров», ибо они... не то, чтобы «вредны», но похожи на гриб, выросший на дубе [Мать смеется]! (Существует запись этой беседы. Ее последняя часть не была сохранена.)

    * * *
    (За работой Мать ужалил комар. Она мимоходом заметила:)

    Ох, вот это мне уже не нравится! Знаешь ведь, что с моими ногами: это филариоз. Да-да, самое время [Мать смеется]. Ну и ладно, это пройдет. Мне не нравится, что меня кусают комары, потому что они переносят микробов. Правда, днем никаких микробов быть не может; они собирают их ночью.
    А наверху комаров нет! Ладно. [Мать вновь принимается за работу].

    * * *
    (Перед уходом, стоя на пороге:)

    Когда у меня будет «веселье», я передам его тебе. Это ОГРОМНАЯ СИЛА.
    Дела совсем плохи: враги нападают, друзья сдают. Вчера вечером, когда я занималась джапой и получила эти «добрые вести», я обратилась к Господу: «Послушай, Господь, у тебя есть Индра (царь богов), который может помочь хорошим людям. Пошли его мне, пусть поработает» [Мать смеется]. Тут уж я позабавилась. Я ходила, повторяла джапу и видела, как прибывают Индра и все остальные боги, как они работают. Очень смешно.

    7 марта 1961
    (Мать опоздала... как всегда. Почти час она шла по коридору, как через джунгли:)

    Сколько времени мне понадобилось? Ох, ужас! Надо спускаться к девяти утра. Но тогда я ничего не успею сделать наверху, вот что ужасно.

    Милая Мать, чем раньше ты спустишься, тем больше времени потратишь!

    Ну...
    Я принесла тебе целый трактат! [Мать дает цветы.] Во-первых, цель Вед: «Бессмертие» (фиолетовый амарант [Gompherena globosa]. Да, такая цель: Истина ради Бессмертия.
    Риши добивались Бессмертия. Только я не уверена, что речь шла о физическом бессмертии; они говорили о forefathers [предках] и отцах людей, а это традиция, предшествовавшая Ведам и Каббале; мы же говорим о бессмертии на земле - это идея Шри Ауробиндо. Так что, может быть, они не о том говорили, но знали.
    [Мать дает другие цветы:] Это личное, «дружба с Божественным» (Канна (Саnnа indica), маленький цветок), дружеские отношения с Божественным - мы понимаем друг друга, не боимся друг друга, значит, мы - хорошие друзья! А вот чудо! [Мать протягивает «божественную любовь, правящую миром» (Brownea coccinea)] Посмотри, какая сила! Благородство, полнота, никакой узости, никаких ограничений, никакой мелочности ... (Начало беседы не сохранилось, за исключением небольшого отрывка.)


    * * *
    (В конце встречи, после работы)

    Как я обленилась! Пришла целая груда писем, но из них три четверти совершенно бесполезны. Все же надо просмотреть их, чтобы узнать, нет ли чего-то полезного. На это уходит все утро. Обычно я перевожу «Синтез» днем или отвечаю на вопросы, но сейчас я вошла в состояние сосредоточенности и ничего не делаю. Надо вылечиться [показывает на ноги].
    Я решила вылечиться, хоть и говорят, что эта болезнь неизлечима. Дело в том, что доктора травят больного (как отравили бедного С.), чтобы вылечить его - какое же это лечение! Когда им нет необходимости пыжиться перед пациентом, они признаются, что вовсе не уверены в действенности своих средств, которые всего лишь делают больного безвредным для окружающих. Я не верю в докторов, не верю в их лекарства, не верю в их науку (разумеется, для общества врачи весьма полезны (!), но для меня - нет).
    Я даже знаю, когда началась болезнь: на Площадке для игр. (До 1958 г. каждый день с 5 до 9 или 10 часов вечера Мать встречалась на Площадке для игр в Ашраме с различными людьми и давала духовную помощь двум тысячам учеников, проходивших мимо нее.) Кто-то отравил меня через укус комара. Я поняла, что случилось, потому что тот человек полагал, будто у меня маловато сознания!
    Я держала 6олезнь вот так [Мать делает жест, словно придавливаем что-то к земле), и она не начиналась. Наверное, и не началась бы, если бы не тот опыт (от 24 января), потребовавший от тела готовпости. А «готовое тело» не может хранить целую кучу вещей, исходящих от ведических дасю! Злые маленькие дасю! [Смеется] Надо их прогнать!
    Когда болезнь вернулась, я сказала: «Хорошо, надо... dealt with in a new way [зайти с другой стороны]».

    (Пауза)

    Тело ведет добрую битву. Оно хорошо сражается.
    Дело может затянуться, поскольку это довольно сложно, - понимаешь, мне не хочется, чтобы болезнь вновь уснула, а потом при удобном случае проснулась. Я действую спокойно, правда и времени уходит больше: каждый день после обеда я сосредотачиваюсь и «работаю» в течение часа (раньше в это время я занималась переводом, но у меня в запасе еще два или три года, раз перевод печатается в «Бюллетене» - время есть! Я почти закончила «Йогу поклонения», так что осталась лишь «Йога самосовершенствования»... Мне этого не хватает: я получала удовольствие от перевода). Но работа [над телом] полезна - надо кое-что попробовать, ведь мы здесь ради того, чтобы сделать что-то новое, верно?

    А комар укусил тебя «случайно»?

    Нет, что ты! Какое там «случайно»! Дело в том...
    Малыш, я не собираюсь утверждать, что чувствую абсолютно все, однако я достаточно открыта, чтобы принять... Учитывая, сколько материи находится в моем сознании, тело принимает достаточно много. Оно чувствует все дурные движения (Мать имеет в виду добрые и дурные движения сознания людей, которые она считает учениками и принимает в своё сознание), но, как правило, те успокаиваются автоматически [Мать жестом показывает, как она очищает и обуздывает приходящие к ней вибрации]. Но несколько раз - особенно когда это совпадало с бунтом враждебных сил, не желающих отдавать свои области и яростно сражающихся за них, - поверь, это было очень жестоко... Если бы я могла уединиться на несколько часов, было бы легче. Но в эпоху Площадки для игр я постоянно была выжата как лимон, и мне никак не давали покоя; я перескакивала с одною на другое, даже ночей практически не было и спала по два с половиной - три часа. Я просто не успевала разобраться.
    Поэтому я только и могла, что держать болезнь вот так [Мать жестом показывает, как она придавила болезнь].

    По тебя точно укусил комар?

    Точно. Это был комар, но вслед за укусом МГНОВЕННО началось местное заражение. Отвратительно! Я попыталась что-то предпринять, но лишь через час или полтора (я же находилась на Площадке для игр), а к тому времени яд уже проник в кровь.
    На самом деле, было целых три укуса, но к филариозу привел только третий. В руку. Ноги были закрыты, а вот руки...
    Давным-давно, когда еще Шри Ауробиндо был здесь, меня укусил комар, до того сидевший на... как это называется? На прокаженном. Тот пришел и уселся на улице (я ничего не знала и сиделa в ванной, прямо напротив). Укус в подбородок - и я понимаю: «Проказа!» Тут же все становится хуже некуда, но я моментально принимаю меры (я ведь была в ванной, так что под рукой было все необходимое). Потом я выглянула в окно и увидела на улице прокаженного. Я поняла: комар прилетел прямо от него. Тогда я сумела остановить болезнь (за два-три дня). Проказа иногда проявляется и через пятнадцать лет... Но прошло больше пятнадцати лет, так что с ней покончено.
    Когда ты сознателен, то мгновенно понимаешь, что произошло, и можешь принять меры. Вот так, малыш.
    Вчера я послала тебе кое-что (не очень много, так, чтобы попробовать). Это пюре из фисташков, которое приготовили для меня. Концентрированная пища (Мать уже начала поиски другой пищи)! Забавно! Я решила сделать из тебя гурмана! [Мать смеется] Ну, до свидания, малыш.

    11 марта 1961

    Здраветвуй!
    Чтобы прийти к тебе, мне пришлось сражаться! Я даже поворчала на учеников и сказала, что из-за них мне приходится попусту тратить время. Только после этого они меня отпустили. Иначе я бы не пришла.

    (Ученик кладет коврик под ноги Матери)

    Просто шик!
    Когда же это было?.. Не прошлой ночью, скорее позапрошлой. Я была с тобой и услышала бой часов. Удары я не считала, но решила, что уже четыре часа утра, выскочила из постели... а через час обнаружила, что часы пробили четыре раза. Так что я встала в три часа утра. В три часа утра! Мы долго были вместе. Я ходила... Куда? Не знаю. Я жила... определенно, где-то в сфере Разума, и мы работали вместе, занимались самыми разными вещами, причем продолжалось это довольно долго. Не скажу, сколько именно, поскольку время текло иначе.
    А потом мне пришлось вернуться сюда, то есть в мой дом в Индии (впрочем, не совсем в мой, скорее к Шри Ауробиндо). Был еще Павитра, но все происходило без него: он был занят, а когда узнал, что я ухожу, пришел и попытался помешать [покинуть Матери это место], а ты, наоборот, помог, и я подумала: «Интересно, я что-то беру с собой или нет? Мне ничего не надо, я уйду налегке». Тебе это не понравилось, и ты сказал: «Дорога будет тяжелой», - а я ответила [смеется]: «Пустяки!»... Но знал бы ты, насколько все это было живо и конкретно! Такие впечатления... Долгая дорога, действительно долгая, словно плывешь через море (только не физическое). Кстати, при отъезде я еще подумала (а ты был со мной): «Наконец-то хоть кто-то не мешает мне сделать то, что я должна сделать!» Я [лукаво смеется] была очень высокого мнения о тебе, иначе бы этого не говорила.
    Проснувшись от боя часов (пробуждение было очень резким), я сказала себе: «Как он мил! Вот это настоящий друг». Вот так. Но проснулась-то я на час раньше! (Этот опыт очень важен: как Мать объяснит позднее 917 марта), он говорит о выходе из подчинения Разуму, который символизировало место, где находился Павитра.)
    Ох! [Maть ламечает цветы в своей руке]. Это «супраментальная красота» (розовый гибискус), это супраментальная победа», но без «упорства» (зинния) ее не достигнешь! Вот «завет» (настурция) И еще лилии (Мать внимательно смотрит на цветы), а с ними «привязанность к Божественному» (фиолетовая орхидея). Правда, красивая?
    Чем мы занимаемся? [Мать смотрит на «Афоризмы» Шри Ауробиндо] Я уже начала отвечать?!

    Начала!

    Ну, конечно! Знаешь, я читаю, и это приходит само собой, словно открывается кран. [Мать читает:]
    56. О, яростный спорщик, когда ты
    одерживаешь победу в споре, тебя можно
    лишь пожалеть, ибо ты упустил случай
    расширить свои познания.
    Прекрасно! Как много можно сказать... Зачем нужны споры? В основном, любители поспорить проясняют свои идеи за счет того, что сталкиваются с возражениями. Так на каждом шагу: все окружающие таковы! Очевидно, это зачаточный уровень интеллекта.
    Но можно «присутствовать» при споре в качестве бесстрастного наблюдателя (даже если человек спорит с самим собой). Всегда полезно рассмотреть некий вопрос с разных точек зрения; попытавшись совместить противоположные мнения, иногда расширяешь свои представления и приходишь к более разумному синтезу.

    Но как убедить других в том, что ты прав?

    ЖИТЬ - другого способа нет.

    * * *

    Прочти еще один афоризм.
    58. Животное, пока не развратилось,
    не ело плоды с древа познания. Бог
    и вовсе отказался от них, предпочтя
    древо вечной жизни. Человек же
    находится между высшими небесами
    и низшей природой.

    У тебя есть вопрос?

    Правда ли, что существовал рай земной? Почему человека изгнали оттуда?

    С точки зрения истории (о психологии я пока говорить не буду), если опираться на мои воспоминания (доказать я их не могу, доказать вообще ничего нельзя, я не думаю, что возможны какие бы то ни было исторические, то есть сохранившиеся доказательства, - во всяком случае, до сих пор их не обнаружили), итак, по моим воспоминаниям [Мать закрывает глаза, словно погружается в воспоминания; она так и будет говорить с закрытыми глазами]... Разумеется, в истории Земли был момент, когда существовало некое подобие «рая земного»: совершенно гармоничная и естественная жизнь. Иными словами, проявление Разума находилось в полном согласии - ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ - с восходящим движением Природы и было гармоничным, не зная ни искажений, ни извращений. Это первая стадия проявления Разума в материальных формах.
    Как долго она продолжалась? Трудно сказать. Для человека такое существование походило на расцвет животной жизни. Я помню жизнь, в которой тело было отлично приспособлено к естественной среде, - климат соответствовал потребностям тела, а потребности тела – климату. Жизнь была предельно естественной, как у животных, но более сознательная и более просветленная. Все сложности и искажения Разума появились гораздо позже.
    Я помню эту жизнь; я вновь пережила ее, осознавая жизнь всей Земли. Но я не могу сказать, как долго она продолжалась и где это происходило, - просто не знаю. Помню только обстановку, условия, состояние материальной Природы, человеческой формы и человеческого сознания на тот момент. Помню и гармонию со всей землей, с животной жизнью (окончание этой фразы было добавлено матерью позднее) , величайшую гармонию с растительной жизнью - люди мгновенно узнавали назначение природных вещей, качества растений, плодов и всего, что давала им растительная Природа. Ни агрессии, ни страха, ни противоречий, ни трений и НИКАКИХ извращений - разум был прост, чист, светел и не знал, что такое сложность.
    Только в ходе эволюции он начал развиваться РАДИ СЕБЯ САМОГО, в себе самом. Вот тут-то и появились ВСЕ сложности, все искажения. Так что эта детская история из книги Бытия, похоже, правдива. В таких древних традициях все как в Ведах: каждая буква (речь идёт о еврейских письменах) символ познания, итоговый образ традиционного знания, ведь и Веды — итоговый образ знания тех времен. Но даже если отбросить эти соображения, символ имеет реальность в следующем смысле: действительно, был период (первое проявление разумной материи в человеческих формах) полной гармонии с предшествующими уровнями существования. И лишь позднее...
    Древо познания символизирует некое знание... уже не божественное; это знание происходит от разделения, испортившего все. Сколько продлился этот период? (Я-то помню практически бессмертную жизнь; кажется, что разрушение формы стало необходимым для прогресса в результате эволюционного несчастного случая.) Не могу сказать. Где? Судя по некоторым ощущениям (но это только ощущения), дело происходило поблизости от... не знаю, то ли от Цейлона и Индии, то ли там [Мать имеет в виду Индийский океан - либо западную часть Цейлона и Индии, либо область на востоке, между Цейлоном и Явой]; одно можно сказать наверняка: этого места больше не существует; вероятно, его поглотило море. Я очень ясно вижу место и осознаю жизнь, но в материальном плане ничего не могу уточнить. То ли это продолжалось века, то ли... Не знаю. По правде сказать, переживая эти моменты, я не испытывала особого любопытства по поводу деталей (я находилась в другом состоянии духа и не интересовалась материальными подробностями; все превращалось в психологические данные). Но та жизнь... Она была такой... простой, светлой, гармоничной... Людей совершенно не заботило то, что важно для нас, - время, место. Естественная, прекрасная и близкая к Природе жизнь! Естественный расцвет животной жизни. Ни различий, ни противоречий - все шло наилучшим образом.

    (Пауза)

    Аналогичные воспоминания приходили ко мне неоднократно, в самых различных обстоятельствах (антураж и образы могли различаться, поскольку речь шла не об увиденной картине, но о пережитой ЖИЗНИ). В течение некоторого времени, хоть днем, хоть почью, впав в транс, я возвращалась к прошлой жизни и понимала, что это расцвет человеческой жизни на земле -первые человеческие формы были способны воплотить божественное существо; вот так: впервые я смогла проявиться в отдельной земной форме (не вообще в жизни, а именно в отдельной форме), когда благодаря проникновению разума в материальную субстанцию произошло слияние высшего Существа и низшего существа. Я переживала это множество раз, но всегда в аналогичных обстоятельствах и примерно с одним и тем же чувством радостной простоты, не знающей никаких сложностей, никаких проблем, никаких вопросов. Расцвет радости жизни и ничего больше... Всеобщая любовь, всеобщая гармония - цветы, минералы, животные прекрасно понимали друг друга.
    И лишь ГОРАЗДО ПОЗЖЕ (но это мое ощущение)... мир испортился. Вероятно, разум должен был кристаллизоваться, это было необходимо для общей эволюции, иначе он не смог бы подготовиться к переходу в другое состояние. Боже, мы словно провалились в яму - в уродство, во тьму! Тут мир становится темным, страшным, тяжелым, причиняющим боль. Действительно... прямо как грехопадение.

    (Пауза)

    Теон не считал, что это было (как сказать?)... неизбежным. В полной свободе проявления самовольное отделение от Истока стало причиной всех этих беспорядков. Не могу объяснить. Слова слишком бедны, и об этом с их помощью не расскажешь. Мы говорим о «неизбежности», потому что это уже произошло! Но оторвавшись от этого мира, можно (наверное, можно) представить себе мир без подобных беспорядков. Шри Ауробиндо говорил примерно то же самое: если угодно, это «несчастный случай», позволивший проявиться более великому и полному, чем прежде, совершенству. Только все это умопостроения, причем умопостроения, как минимум, бесполезные. Как бы там ни было, опыт такой: бах! [Мать резко опускает руку] Сразу вниз.
    Вероятно, для земли так все и происходило: подъем, а потом резкое падение. Но земля слишком мала. Вот вселенная - это другое дело.

    (Пауза)

    И земной памяти сохранилось воспоминание о тех временах. Оно хранится там же, где и вся память земли; те, кто способен найти связь с ней, скажут, что рай земной где-то еще существует. (Это источник многих легенд наподобие той, что рассказывает о Шангри-Ла. Но, как правило, «провидцы» путают два плана реальности и приписывают своему ТОНКОМУ видению не свойственную ему физическую реальность: они всего лишь читают память места, ведь места, как и существа, тоже имеют память.) Но не материально... Тут я ничего не знаю. Не вижу.

    (Пауза)

    Разумеется, вещи можно объяснять символически. Теон объяснял «изгнание» человека из рая так: заняв место Высшего Господа по отношению к земному творению, враждебное Существо не пожелало, чтобы человек продолжал ментальный прогресс, поскольку он мог получить знания, позволяющие ему не подчиняться!.. Это оккультное объяснение Теона.
    По его словам, змея вовсе не была злым духом: это эволюционная Сила. Тут Шри Ауробиндо был полностью согласен с ним; он говорил мне то же самое: это эволюционная, разумная сила, что вела человека к знанию. Человек узнал, что такое разделение. Познав Добро и Зло, он познал себя. Разумеется, все изменилось, и человек не мог оставаться в раю: он был изгнан собственным сознанием.

    Так кто же его изгнал, Иегова или собственное сознание?

    Это просто два взгляда на одно и то же!
    Я думаю, что содержание древних писаний и традиций читается на разных уровнях, а каждая эпоха, каждый человек, в зависимости от своих потребностей, извлекает то один символ, то другой. Просто в некоторый момент мы превосходим все это и видим «другую полусферу», как говорил Шри Ауробиндо. Мы понимаем, что традиции предназначены лишь для того, чтобы мы нашли контакт, это мост, связь между низшим видением и высшим знанием.
    А люди еще спорят: «Нет, здесь должно быть так, а там - этак!» в определенные моменты это просто смешно! Многие же возражают: «Нет, этого не может быть», - смех, да и только! На самом зачаточном интеллектуальном уровне и то понимаешь, что о невозможности даже думать нельзя!

    (Пауза)

    Вот, малыш, мы и поболтали! Всё в порядке? Да? Вернуть бы те времена, да как? (Сначала Мать добавила: «это невозможно», - но затем со смехом велела стереть эти слова.)
    Люди ведь уничтожили землю. Уничтожили, они уничтожили атмосферу, они все уничтожили! Чтобы мир стал похож на рай земной, нужно пройти такую дорогу, особенно в психологическом смысле! Но даже структура Материи [Мать ощупывает воздух] после бомб, экспериментов и... Люди перемешали все, всю Материю.
    Возможно, - даже наверняка,- все это было необходимо, чтобы размельчить, взбить Материю, подготовить ее к приходу нового.
    Материя была простой, гармоничной, светлой, но недостаточно сложной. Все испортила сложность, но она же привела к БЕСКОНЕЧНО более сознательной реализации. Когда земля вновь обретет прежнюю гармонию, простоту, божественность и прежний свет, не забывая о сложности, тогда можно будет что-то сделать.

    (Мать встает, собираясь уходить)

    Но все это пустяки. Совершеннейшие пустяки. Вчера, когда я ходила... Я попала в мир, бывший САМИМ Божественным, - оно ощущалось там внутри, вовне, повсюду. Три четверти часа ТОЛЬКО это. Поверь мне, в тот момент не было никаких проблем. А какая простота! Не о чем думать, нечего хотеть, нечего решать - только БЫТЬ, быть, быть! [Мать словно танцует] Быть в бесконечной простоте и совершенном единстве: все здесь, и ничто не отделено, все в движении, но ничто не перемещается. Вот это действительно переживание.
    Когда все почувствуют это, будет легче.
    До свидания, малыш. Знаешь, я постоянно веселюсь!

    (Мать обращает внимание на пурпурный цветок канны в вазе:)

    Вот и в раю земном было много таких же красивых красных цветов!
    [​IMG]
     
    Вера сказал (а) спасибо.

Поделиться этой страницей