Агенда Матери 4 октября 1958 Достигают ли тебя наши вибрации, или для этого они должны обладать определенной силой? Чтобы оторвать меня от работы или от концентрации, нужно нечто довольно сильное. Если бы я знала, в какое время ты концентрируешься или совершаешь пуджу (пуджа – церемония или ритуал, здесь – тантрический ритуал), я могла бы подключиться и тогда , было бы проще; а так моя внутренняя жизнь слишком... Я не пассивна, внутренне, наоборот, очень активна, но обычно не воспринимаю ваши вибрации, разве что они навязываются уж очень сильно или я решаю прислушиваться к тому, что исходит от того или другого человека. Зная, что что-то должно произойти в определенный момент, я как бы открываю дверь. Такие вещи трудно объяснить. Например, когда ты уехал (когда ученик стал саньясином, а затем отправился в Гималаи вместе со Свами), я совершила специальную концентрацию, чтобы все прошло хорошо, чтобы не случилось никаких неприятностей; я даже попросила для тебя особой постоянной помощи и провела подготовку. Каждый день я концентрировалась заново и благодаря этому заметила, что ты все время обращался ко мне. Я видела тебя каждый день, причем очень ясно, это проникало в меня, но лишь потому, что я готовилась быть рядом с тобой. С людьми, живущими в Ашраме, я работаю иначе. Тут повсюду особая, очень сознательная атмосфера, работающая на каждого в зависимости от его потребностей. Я не концентрируюсь на каждом в отдельности, если только что- то не требует особого внимания. Пока ты путешествовал, я, будучи настроена на тебя, ясно видела твой образ, ты являлся и словно смотрел на меня, но это кончилось, когда ты вернулся. Сейчас можно говорить скорее об ощущении или впечатлении; таких ощущений или впечатлений бесчисленное множество и ты — одно из них, но это уже не то, твой образ уже не так ясен, словно ты хочешь что-то узнать у меня. Оставшись одна, я вхожу в глубокую концентрацию; это одно из состояний сознания, вид универсальной активности. Глубоко ли оно?... Оно очень далеко от области ментального, очень далеко и постоянно. Как только я остаюсь одна, я вхожу в это состояние... Как-то раз, пребывая в нем, я имела видение, о котором уже говорила. Я почувствовала, что меня что-то тащит, тащит и хочет привлечь внимание. Тогда я открыла глаза разума (физические глаза могут оставаться открытыми или закрытыми, это неважно; когда я нахожусь в концентрации, физические вещи для меня не существу ют); я специально раскрыла глаза разума, почувствовав, что меня тащит. Тут у меня случилось видение, о котором я говорила. Кто-то звал меня, чтобы сообщить о чем-то. А для этого действительно требуется очень большая сила, огромная концентрация, ведь и здесь и за пределами Ашрама существует огромное количество людей, которые пытаются это сделать, но я ничего не чувствую. (Это был тантрический гуру (покойный) здравствующего учителя, давшего посвящение ученику. Он явился Матери в синем сиянии, чтобы кое-что сообщить ей.) Внешне, на практике, случается, что я вдруг начинаю о ком то думать, и тогда я знаю, что этот человек зовет меня и думает обе мне. Когда ты отправился в путешествие, я специально переключилась таким образом, чтобы в любой момент, когда бы ты меня ни позвал тут же узнать об этом; поэтому я обо всем знала и прислушивалась. Но я делаю это лишь в исключительных случаях. Обычно, когда я не подключаюсь к кому-то специально, это идет, идет и идет, а ответ дается автоматически, то туда, то сюда — множество вещей, которые я не держу в памяти, иначе это было бы ужасно. Я не храню подобное в своем сознании, эта работа совершается автоматически. Когда ты спросил меня, думает ли X (тантрический гуру ученика, здравствующий) обо мне, я заглянула в свою атмосферу и увидела, что его мысль, и правда, приходила, причем неоднократно, каждый день. Поэтому я знала, что он концентрируется на мне или что-то в этом роде: это входит в меня, и я автоматически отвечаю. Но я не уделяю ему особого внимания; разве что ты спрашиваешь. Тогда я подключаюсь, наблюдаю и вижу. Что же касается видения, оно было навязано мне: я пребывала в совершенно иной области, во внутреннем созерцании и в концентрации, причем очень сильной, и вынуждена была вступить в контакт с существом, явившимся мне в видении. Очевидно, у него была сила. Сказав мне все, что ему было нужно, оно исчезло очень необычным образом, не внезапно, как появляется и исчезает большинство людей, а иначе. Сначала это была живая форма — здесь присутствовало само его существо, а когда пришло время уходить, существо (вероятно, чтобы проверить эффективность воздействия и удостовериться, что его услышали) как бы оставило образ. После растворился и образ, а его место занял силуэт, контур, который затем исчез целиком, оставив после себя лишь впечатление. Это было последнее. Я сохранила впечатление и проанализировала его, желая точно понять, с чем имею дело; затем я вновь погрузилась в концентрацию. При желании я могу вовлечь всех для работы в свое активное сознание, но насколько люди в Ашраме способны осознать это и извлечь для себя пользу, зависит от них... но не только. В другой день, например, точно уже не помню (я специально не держу ничего в памяти), добрую часть ночи, ближе к утру, я работала над реализацией Ашрама в воспитательной, а точнее, художественной области. Я вроде как инспектировала, чтобы посмотреть, как что происходит. И при этом, естественно, я видела многих людей, наблюдала их работу и внутреннее состояние. Некоторые тоже видели меня — им пришло видение меня. Многие, скорее всего, спали и ничего не заметили, но некоторые видели. Так, на следующее утро одна из женщин, работающих в театре, сказала, что у нее было чудесное видение меня, что я разговаривала с ней, благословила ее и тому подобное. Таким образом, она восприняла мою работу. Это случается все чаще, то есть действие все сильнее пробуждает сознание других. Разумеется, восприятие всегда остается неполным или частично искажается: осуществляясь через личность, оно сокращается, индивидуализируется. Не все обладают настолько обширным сознанием, чтобы видеть вещи во всей полноте. Ты cказала, что наше восприятие и осознание твоей работы зависит не только от нас. Что ты имела и виду? Все дело в уровне сознания. Чем супраментальнее действие, тем сильнее восприятие НАВЯЗЫВАЕТСЯ сознанию человека. НЕЗАВИСИМО от его поведения. Действие высшего уровня более ощутимо. Конечно, в массовом восприятии оно ограничивается, изменяется, даже искажается, но уровень Работы все эффективнее и...я бы сказала, решительнее обуславливает восприятие. Индивидуальный и коллективный прогресс, — то, что работает, и то, над чем работают, — взаимосвязаны. Вот так [накрывает одной ладонью другую]. По мере прогресса одного прогрессирует другое. А прогресс сверху не только ускоряет движение снизу, но и приближается к нему — меняется дистанция. Она не остается неизменном, скорости движения сверху и снизу сближаются. Движение сверху идет по некоей траектории, и дистанция иногда увеличивается, а иногда сокращается (но в целом остается при мерно одинаковой), однако у меня такое ощущение, что чем более супраментальным будет действие, тем сильнее возрастет коллективная восприимчивость. Индивидуальная восприимчивость со всеми деформациями, трансформациями и пределами потеряет свое значение, когда войдет в силу супраментальное влияние. Окрепнув, оно не будет зависеть от дефектов восприятия. *** (Несколько позже, по поводу опыта, имевшего место в среду 1 октября: божественная Личность за пределами Безличного) Прежде я всегда испытывала лишь негативный опыт исчезновения эго и единства Творения: растворялась причина всякого разделения. Такой опыт я называю негативным. В прошлую среду, при беседе с вами (потому я и не смогла найти слов) негативный опыт вдруг перешел в позитивный: я ощущала себя Высшим Господом, и кроме Него не существовало абсолютно ничего. В этот момент ощущение бесконечной, безграничной силы, которой ничто не способно поставить пределы, было таким мощным, что все телесные функции, то есть мыслительный механизм, подбирающий слова.. .я не смогла говорить по-французски. Может, мне проще было бы найти английские слова — Шри Ауробиндо легче было изъясняться по-английски, и опыт этот пережила часть, воплотившаяся в Шри Ауробиндо (часть Высшего, воплотившаяся в Шри Ауробиндо, чтобы проявиться); именно она соединилась с Источником, отчего и произошел этот опыт, я прекрасно это поняла. Видимо, поэтому говорить по-английски мне было бы легче, чем по-французски (в такие моменты подобные действия выполняются механически, это как машины, работающие в автоматическом режиме). Естественно, кое-что осталось после этого опыта — ощущение силы, не знающей границ. Так было вчера вечером. Трудность, точнее даже не трудность, а некая мера предосторожности (предпринятая автоматически)... Например, Сила, которая должна была выразиться в голосе, была слишком велика для голосового аппарата. Поэтому пришлось проявить осторожность, ограничить внешнее выражение, иначе голос мог сорваться. Но это делается не усилием воли, не по разумным соображениям, а автоматически. Хотя при этом ощущаешь...с какой огромной скоростью растут возможности Материи: способности воспринимать и выражать. Это происходит не разом, а постепенно. Можно найти немало примеров, когда внешняя форма рушилась из-за слишком сильного внутреннего воздействия: так вот я видела, что тут выражение ограничивалось. Об этом заботится один Высший Господь, а не я — меня это не касается, и я не думаю об этом — все делает Он. Так что сила нарастает постепенно, потихоньку, чтобы не произошло никакого серьезного искажения. Впечатление такое, будто голова раздулась настолько, что вот-вот лопнет! А если замереть на какой-то момент, все налаживается, помаленьку приходит в порядок. Нужно следить за тем, чтобы в достаточной мере присутствовало «чувство He-Проявления», чтобы все — клетки, органы и все прочее успело приспособиться. Чувство He-Проявления — это, иначе говоря, возврат в Не-Проявленное. (То есть безграничность за пределами творения или космического явления как прочная основа, на которой может покоиться все остальное.) Это сделали все, кто имел переживания: они считали, что никакой адаптации быть не может, поэтому оставляли свое тело и уходили. *** (Ближе к концу беседы, относительно денег) Деньги принадлежат тому, кто их тратит, это абсолютное правило. Можете копить сколько угодно, но пока вы не начали тратить, деньги принадлежат не вам. У вас нет чести, радости, удовольствия их тратить! Деньги созданы для обращения. Главное — постепенный рост производства на земле — это движение ширится, растёт произведство, повышается уровень жизни. Расти должны материальный прогресс жизни и уровень производства, а не груда бумаги и тяжелого металла, которая накапливается и не живет. Деньги не должны делать деньги: они должны обеспечивать рост производства, улучшение условий жизни и способствовать прогрессу человеческого сознания. Вот чему они призваны служить. Под улучшением, прогрессом сознания я подразумеваю все виды и формы воспитания — не в обычном, а в нашем понимании — воспитание искусством...от воспитания тела, самого материального из видов прогресса, до духовного воспитания, обучения йоге; все, что приближает человечество к будущей реализации. Деньги должны служить этой цели — увеличению материальной базы прогресса нашей планеты; это наилучшее применение, которое им может найти земля, мудрое применение, а не пустая трата сил. При таком использовании денег энергия будет постоянно восстанавливаться. Во вселенной существует неиссякаемый источник энергии, которой надо только дать возможность восстанавливаться; если вы правильно обращаетесь с вещами, энергия восстанавливается. Чтобы не отводить ее от земли, отчего она иссыхает и становится тяжелой нужно уметь выполнять необходимое упражнение, и тогда энергия будет постоянно восстанавливаться. Это не пустые слова: я знало, как это делается, и наука уже проникла в этот секрет — все прекрасно известно. Но вместо того чтобы тратить деньги на удовлетворение человеческих страстей, вместо того чтобы достижения пауки помогали людям еще более эффективно разрушать, нужно употребить деньги на обогащение земли: обогащать землю, делать ее богаче, активнее, щедрее, плодороднее, и пусть вся жизнь становится продуктивнее. Вот чему должны служить деньги. Если они используются неподобающим образом — это порок, «короткое замыкание». Но кто умеет распоряжаться деньгами? Единицы, и поэтому людей надо учить. Учить — значит показывать пример. Мы хотим дать миру пример истинной жизни. Я бросаю вызов всем крупным финансистам: я говорю, что они разоряют и иссушают землю своей глупостью, что даже с меньшей суммой, чем та, что они тратят на бесполезные вещи — главным образом на раздувание того, в чем нет своей собственной жизни, что должно служить лишь инструментом, что не имеет собственной реальности, что есть средство, а никак не цель (цель они всегда делают из средства), короче, нужно превратить обратно в средство то, из чего они делают цель, и тогда... О! Можно было бы преобразить землю, осуществить контакт с супраментальными силами, способными сделать жизнь достойной, постоянно обновляющейся, вместо того чтобы тянуть соки из земли, топтать ее и задыхаться самим, превращать землю во вторую луну. Мертвую луну. Нам говорят, что через несколько миллиардов лет земля станет как луна. Нужно двигаться в противоположную сторону, чтобы земля нее больше походила на сияющее, но живое солнце. Не палящее, а освещающее солнце — лучащаяся слава. Без даты, 1958 О деньгах (Собственноручные записи Матери, Этот заголовок был дан Ею.) Деньги это сила, которая, подобно воздуху, воде или огню, не должна находиться в личном владении. Например, нужно упразднить наследование. *** Власть денег — это материализация жизненной силы, воплотившейся в одну из главных возможностей действия: возможность привлекать, приобретать и использовать. Как и другие силы, она должна быть поставлена на службу Божественному. 6 октября 1958 Находясь вне тела, я вступаю в самые разнообразные контакты с людьми. Я не планирую их заранее, не хочу этого специально, даже не думаю об этом, просто... ощущаю. Некоторые связи полностью находятся внутри меня. Причем это не связь одной личности с другой, а связь состояния одного существа с состоянием другого; то есть с одним и тем же человеком может 6ыть множество связей. Если это целое... я не уверена, что есть хоть один человек, с которым у меня была бы одна глобальная связь. Так что есть части, находящиеся только внутри меня: это я сама. С другими происходит сознательный и очень близкий обмен. И есть внешние части, с которыми я поддерживаю отношения, но не как с посторонними, а как со знакомыми; нужно еще понаблюдать за их реакциями, чтобы действовать точно. Естественно, пропорции различных частей зависят от конкретного человека. *** (Ученик жалуется на трудности) Трудности посылаются нам исключительно для того, чтобы peaлизация была более совершенной. Каждый раз, когда мы, пытаясь что-то реализовать, натыкаемся на сопротивление или препятствие, пли даже терпим неудачу (как нам кажется), нужно знать, НИКОГДА не забывать, что это дается для того, чтобы реализация была более совершенной. Поэтому тот, кто падает духом, отчаивается, даже чувствует неловкость, проклинает себя, говоря: «Ну вот, я совершил еще одну ошибку», — делает большую глупость. Надо просто сказать себе: «Мы не умеем делать все так, как должно; поэтому это делается за нас, будь что будет!» Если бы мы видели, насколько помогает нам то, что мы считаем затруднением, ошибкой, неудачей, препятствием, насколько совершеннее от этого становится реализация! Как только мы осознаем это, все оказывается легко. 10 октября 1958 (Ученик хочет знать, в чем его задача и где его место в универсальном явлении) Но всех религиозных, а особенно оккультных посвящениях ритуал расписан до мельчайших подробностей: имеют значение все произносимые слова, все совершаемые действия, и ничтожное изменение правил, малейшая ошибка может привести к печальным последствиям. То же и в материальной жизни; если бы мы получили посвящение в истинный способ жизни, мы могли бы преобразовать физическое существование. Если воспринимать тело как дарохранительницу Господа, научная медицина, к примеру, становится храмовым ритуалом, а врачи служи гелями, исполняющими разнообразные культовые ритуалы. Врачевание — это действительно священнодействие, и так к нему и нужно относиться. То же можно сказать о физической культуре и науках, занимающихся телом и его жизнедеятельностью. Если рассматривать материальный мир как внешнюю оболочку и проявление Высшего, обобщенно можно утверждать, что любая физическая наука есть культовый ритуал. Мы постоянно возвращаемся к одному и тому же: чтобы сделать что-то правильно, абсолютно необходима полная искренность, полная честность и чувство достоинства при выполнении дела. Вот было бы замечательно, если бы нам дано было знать досконально все подробности церемонии жизни, культа Господа в физической жизни — знать и не совершать ошибок, никогда не допускать ошибок. Церемония исполнялась бы так же совершенно, как и посвящение. Но чтобы глубоко знать жизнь... О! Тут есть кое-что интересное! Забавно, что это знание находит отражение в моих сутрах (см. Агенда за 1957 г., с. 13.') (этого никто не понял, или понял «приблизительно»): Высший Господь безоговорочно определил тебе место во вселенской гармонии, но каким бы оно ни было, ты имеешь не меньшее, чем у других людей, право взбираться на высшие вершины к супраментальной реализации. Каждое существо занимает свое положение в универсальной иерархии — это непреложный вечный закон — и развивается в проявлении: это относится к воспитанию и внутреннему прогрессу существа. Интересно: чтобы стать совершенным существом, нужно, чтобы это положение, обусловленное вечностью и являющееся частью вечной Истины, проявилось в наиполнейшем совершенстве, результате эволюционного развития. Союз и слияние двух факторов — вечно го положения и эволюционной реализации — должно дать цельное и совершенное существо, явление в таком виде, в каком его изначально задумал Господь в вечности (но не в начале мира). Чтобы завершить круг, нельзя останавливаться на полдороге, пи па каком возвышенном духовном плане, или даже на ближайшем к природе (как, например, оккультный план витального). Нужно спуститься в материю, и пусть совершенство в проявлении станет материальным совершенством, иначе круг не замкнется. Здесь кроется корень заблуждений тех, кто уходит из тела, желая осуществить божественную Волю. Это как раз обратное тому, что нужно делать! Нужно объединить оба фактора в совершенстве. По этой причине все добросовестные науки, искренне и честно исследующие жизнь исключительно из тяги к знанию, — это трудный, но верный путь к полной реализации. Получаются интересные вещи. (То, что я сейчас скажу, — сугубо личный и, следовательно, бесполезный опыт, но в конце концов почему бы тебе не послушать?) Параллельно существуют две одинаково важные с высшей и вечной точки зрения вещи. Чтобы реализация действительно была реализацией, они равно необходимы. С одной стороны, это то, чем Шри Ауробиндо, бывший Аватаром и воплощавший на Земле высшее Сознание и высшую Волю, объявил меня, — высшая вселенская Мать, и с другой, то, что я осуществляю в своем теле с помощью интегральной садханы (садхапа - йогическая практика; садхак – ищущий). Я могла бы стать высшей Матерью и не заниматься садханой. Действительно, пока Шри Ауробиндо пребывал в своем теле, садханой занимался он, а я пользовалась результатами, которые автоматически передавались моему внешнему существу. Я была лишь посредником, передававшим садхану в мир. Лишь когда он оставил свое тело, мне пришлось заниматься садханой — не только делать то, что и раньше, то есть передавать ее в мир, но и практиковать ее. Уходя, он поручил мне исполнять то, что делал в своем теле. Следовательно, доминирует то один, то другой аспект (не хочу говорить — последовательно, потому что речь идет о мгновениях), и оба пытаются объединиться в полной и совершенной реализации: вечное, незыблемое и невыразимое Сознание Исполнительницы Высшего и сознание Садхака интегральной Йоги, настойчиво и неуклонно продвигающегося вперед. К этому нужно добавить развитие и посвящение в супраментальную реализацию совершенный продукт (как я сейчас хорошо понимаю) того, что исходит сверху, и того, что исходит снизу, то есть незыблемей вечности и эволюционной реализации. И еще — это уже забавно, как спектакль, разыгрывающийся в жизни... В зависимости от природных свойств, положения и занятий человека, а также но причине его ограниченности, не цельности, неспособности к глобальному видению, люди делятся на тех, кто верит — обладает верой, или кому Милостью дано откровение вечной Матери, и тех, кто, будучи изначально погружен в садхану и обладая продвинутым сознанием садхака, имеет связь со мной как с «реализованной душой». Последние считают меня Гуру, указывающей новый путь, но остальные не вступают в отношения «садхак — гуру» (я беру крайности, но, разумеется, существует масса промежуточных вариантов), а просто взаимодействуют с вечной Матерью, ожидая в простоте душевной, что Она сделает все за них. Если бы они были совершенны. Она бы сделала все для них — в действительности Она так и поступает, но они в силу своего несовершенства не могут вое принять это целиком. Два совершенно разных пути, два типа связи, и поскольку все мы, по закону внешнего выражения, живем в материальном теле, существует некое раздраженное (почти что раздражен ное) непонимание между людьми, следующими разными путями не по сознательному выбору, а непроизвольно, — теми, кто находится в отношениях «ребенок и Мать» и «садхак и Гуру». Получается настоящая игра, с бесконечным разнообразием вариаций. Все это находится в постоянном изменении, на пути к реализации, в поступательном движении; следовательно, пока не видно конца, ничего не понятно. Мы в замешательстве. Только приблизившись к завершению, к окончательной реализации, только ПРИКОСНУВШИСЬ к ней, мы поймем, и подумаем, что проще ничего не бывает. Но пока у меня очень забавные отношения с разными людьми. Это выглядит очень смешно! Заметь, что люди, обладающие связью более «внешней» (хотя что в ней «внешнего»?) по сравнению с той, что дают йога и садхана считают, что остальные находятся во власти суеверий; а последние хранящие веру, или по Милости способные воспринять то, что хотел сказать Шри Ауробиндо, относятся к первым как к неверующим невеждам! И такие отношения варьируются до бесконечности. Очень забавно! Тут открываются невероятные горизонты; понять это — значит получить ключ к постижению множества вещей, позиций всевозможных святых, различных реализаций и... Это объясняет все внешние несоответствия земных проявлений. Например, вопрос Власти — единой Власти над Материей. Тех, кто воспринимает меня как вечную всемирную Мать, а Шри Ауробиндо — как Аватара, удивляет, что такая власть не абсолютна. Им невдомек, почему мы не скажем: «Это так», — чтобы «это» действительно стало «так». Дело в том, что при целостной реализации необходим союз двух начал: власти, проистекающей из вечного положения, и власти, происходящей от садханы в эволюционном развитии. Сам посуди, почему тем, кто дошел до самых вершин йогических знаний (я имею в виду Свами), для осуществления чего-либо необходима помощь богов или полубогов? — Потому что, хоть в них и осуществлен союз с высшими силами и сущностями, но нигде в вечности не было заявлено, что они являются таким-то существом. Они не родились тем-то или тем-то: в результате эволюции они соединились со скрытой возможностью. Каждый несет в себе Вечное, но соединиться с ним можно только осуществив полный союз скрытого Вечного с вечным Вечным. И...это все-все-все объясняет: как все происходит, как действует все и мире. (Мать добавила: «Мне не описать самый прекрасный опыт...Когда я стараюсь передать «то слишком точно, он пропадает. Передо мной встает целый мир до мельчайших деталей по как объяснить сраму все? Совершенно невозможно».) Я говорила: мне не хватает сил, не хватает сил! Несколько дней назад я твердила себе: «Мне же ИЗВЕСТНО, кто здесь, так почему же так получается?... Здесь, вот до сих пор [указывает на. голову] я могу все, ничто не способно сопротивляться мне — а здесь...не выходит». Поэтому те, кто имеет веру, пусть невежественную, по истинную (она может быть одновременно истинной и невежественной), говорят: «Как! У вас — вас — нет сил?»... Потому что садхана не завершена. Господь овладеет своей вселенной не раньше, чем вселенная сознательно станет Господом. 17 октября 1958 (Мать принесла сутры, следующие за первыми семью, написанными Ею, вероятно, в 1957 г. – с. 133) Они делятся на две группы. Первая заканчивается на сутре, в которой говорится о тех, кто сделал неверный выбор (!): 7. Но даже если ты не нашел верного решения, если тебе выпало счастье пережить один из тех великих моментов во вселенской истории, когда высшая Милость является на земле во плоти, Она может дать тебе возможность сделать новый выбор, ведущий прямиком к цели. Это послание надежды. Дальше продолжение [Мать читает:] 8. Всякое разделение существа есть неискренность. 9. Величайшая неискренность — создавать пропасть между своим телом и истиной своего существа. 10. Когда истинное и физическое существо разделены пропастью, Природа заполняет ее враждебными внушениями, самым опасным из которых является страх, а самым вредным — сомнение Я написала это прежде, чем прочла афоризм Шри Ауробиндо о «стражах Природы». (Афоризм 5 — «Если бы люди представляли себе несказанные радости, совершенные силы, светлые горизонты спонтанного сознания, безграничный покой, ожидающие нас там, куда пока не дошла наша животная эволюция, они бросили бы нее и не успокоились бы, не обретя эти сокровища. Но тропа узка, ворота открываются туго, а стражи Природы страх, сомнения, скепсис тут как тут, готовые не дать нам уйти с привычных пастбищ».) Это совпадение показалось мне очень интересным, и я сказала себе: надо же! Как раз это и пришло мне и голову! И еще одна сутра (не последняя): 11. Никому и никогда не позволено отрицать истину существа - это и есть искренность. 22 октября 1958 Послание By the victory is meant the final emergence of the embodied consciousness on earth from the bondage of the Ignorance. That had to be prepared through the ages by a spiritual evolution. Naturally the work up till now has been a preparation of which the long spiritual effort and experience of the past has been the outcome. It has reached a point at which the decisive effort has become possible. (Перевод) Под победой мы понимаем окончательное освобождение воплощенного земного сознания от тенет Невежества. На это потребовались века эволюции духа. Естественно, до настоящего времени работа заключалась в подготовке, которая была осуществлена долгими усилиями по накоплению духовного опыта в прошлом. Наступил момент, когда стал возможен решающий рывок. Шри Ауробиндо 25 октября 1958 (Относительно тантрического гуру С.) Когда, X. совершает пуджу (пуджа - церемония вызывания божества), я очень ясно вижу, какой аспект Матери он вызывает: я вижу ее нисхождение. Каждый связан с универсальным выражением одного аспекта, одной воли или одного вида Высшего; к чему мы стремимся, то и происходит. И тогда, в тот самый момент, я становлюсь Свидетелем (не таким, как Пуруша (Пуруша - Сущность или «Я», наблюдающее и поддержинающее будущее), а более...вечным и бесконечным). Я вижу то, что дает ответ, и вижу, как и почему оно это делает. Поэтому я знаю, чего хотят люди (не здесь, внизу, и даже не в самых высших устремлениях). Знаю, даже когда они сами уже не осознают этого — скорее, еще не осознают (для меня — «уже», но это не имеет значения!), не отождествляют себя с этим аспектом. А я вижу. Это интересно. Да, они совершают пуджу со всеми этими силами и божествами, но это... не самая высшая истина. То, что Шри Ауробиндо пазы вал настоящим «surrender» [покорностью, самоотречением! — покорность Высшему — большая истина, чем расчет на свои силы. Это причина многих трудностей и конфликтов. Я поразилась, что в его присутствии обстановка [в Ашраме] становится конфликтной причина в этом. (Но время тантрических пудж вызываются силы, не соответствующие духу и настроению супраментальной йоги.) . Почему же люди не осознают тождественности, несмотря па то, что это часть их самих? Между внешним и глубинным сознанием лежат настоящие про валы, поэтому приходится строить недостающие вехи — состояния существа, а люди к тому же не знают, как это делается. Когда они входят в глубинное сознание, первое впечатление — они сошли с ума! Им кажется, что они падают во мрак, в пустоту, в небытие! У меня был один такой друг, датчанин, художник. Он хотел, что бы я научила его выходить из тела; он видел интересные сны и спи тал, что неплохо было бы пойти туда сознательно. Я помогла ему «выйти» — он упал в обморок!... Пока он спал, какая-то часть разума оставалась сознательной, активной, и между ней и его внешним существом сохранялась связь, поэтому он помнил многие сны, но выход был далеко не полным. А если правильно выходить из тела, нужно постепенно пройти через ВСЕ состояния существа. Так вот, уже в тонком физическом личность почти растворяется, и чем дальше, тем меньше остается ощущений! Там нет формы, поэтому кажется, что перестаешь существовать. Люди начинают медитацию (им говорят, что нужно войти внутрь самих себя) и чувствуют страх! — Еще бы, им кажется, что они исчезают: ничего нет! Нет сознания! 2 ноября 1958 Вчера вечером я сказала себе: черт возьми! если нужно... По отдельности с тем или другим, выбирая при этом лучших, еще можно чего-то добиться, но эта масса (речь идет обитателях Ашрама)... Свами говорил — сразу после первой совместной медитации [па Площадке для Игр] — «The stuff is not good» (материал неблагодарный). [Мать смеется]. Я не стала спорить. Эти люди составляют коллективную общность, в которой теряется личность. Если бы я имела дело с тем или другим, все было бы иначе. Но как коллектив это не лучший вариант. 4 ноября 1958 (Относительно записи от 9 августа 1958 г. о богах Пуран) Боги Пуран безжалостны и уважают только силу, у них совершенно отсутствует то, что Бог вложил в человеческое сознание, — истинная любовь, милосердие, доброта, которые психологически компенсируют внешние недостатки. У них этого нет, как нет и души. У богов Пуран нет психического. Поэтому они руководствуются витальным. Их может остановить лишь недостаток силы, больше ничего. А что символизирует Анусуйя? (Речь идет о фильме, показанном 5 августа.) Это образ идеальной женщины в понимании индусов: она почитает мужа как бога, то есть в своем муже она видит Всевышнего. К тому же она гораздо могущественнее богов Пуран, потому что обладает психической способностью самоотдачи; ее вера и присутствие; Всевышнего в ее муже дали ей гораздо большую власть, чем была у тех богов. В фильме была изображена следующая история: Парада, по свое му обыкновению, развлекался (Нарада — это полубог на положении бога, то есть он может по желанию общаться и с людьми и с богами: он служит посредником между ними, и очень любит развлечься!) Он поспорил с одной из богинь, не помню уж с какой, и сказал ей... (ах да, с Сарасвати). Сарасвати утверждала, что знание гораздо выше любви (выше в том смысле, что гораздо могущественнее), а он ответил: «Вы не знаете, о чем говорите! [Мать смеется] Любовь могущественнее знания». Она не поверила и сказала: «Докажите!» - «И докажу». Тут-то и начинается история. Он устроил весь этот переполох, чтобы доказать свою правоту. Пусть в кино, но богини — три жены Тримурти, то есть же на Брахмы, жена Вишну и жена Шивы — объединились и попытались убедить Нараду в обратном. Подробностей я уже не помню... История начинается так: одна из них, кажется, жена Шивы (она хуже всех!) совершала пуджу. Шива находился в медитации, и она совершала пуджу со светом, и свет упал ей на ногу и обжег ее Она закричала. Тогда Шива резко вышел из медитации и спросил ее «Деви, в чем дело?» [Смеется] Она ответила: «Я обожгла ногу». А Нарада и говорит: «Как ужасно вы себя ведете! Оторвать Шиву от медитации только потому, что вы чуть-чуть обожгли ногу, — ого не могло даже причинить вам вреда, потому что вы бессмертны!» Она разозлилась и сказала: «А что, бывает иначе?!» Нарада ответил: Я сейчас покажу, что такое настоящая любовь к мужу!» Тут начинается история с Анусуйей и ее мужем (очень славный человек, но не бог!). Он отдыхает, положив голову на колени же ны. Они совершили пуджу (оба — почитатели Шивы), и после этого уснул. Тем временем боги спустились на землю, в том числе Парвати, и увидели эту картину. Парвати воскликнула: «Вот удобный случай!» В плите горел огонь. Своей силой она послала огонь к ногам Анусуйи — а та лишь слегка вздрогнула от боли. Огонь начал жечь ее: ни крика, ни движения, ничего... Она не хотела будить мужа. Анусуйя стала призывать Шиву (а он был рядом). И, поскольку вызывала она Шиву (это выглядело красиво), ему тоже обожгло ногу огнем! [Мать смеется] Тут Нарада показывает Парвати Шиву: «Смотрите, что вы наделали: обожгли ногу своему мужу!» Парвати отмахнулась, и огонь исчез. Красиво. О! История вообще была красивой. Одно шло за другим, одно за другим, и всегда сила Анусуйи одерживала верх над силой богов. Мне очень понравилось. А кончилось... (ох, фильм был очень длинный, шел около трех часов!) Но он был очень красивым, потому что там доказывалось, что искренняя любовь сильнее всего на свете. Не буду пересказывать, а то никогда не закончу, но смысл таков. *** (Чуть позже ученик вновь возвращается к Агенде от 9 августа, где Мать говорит, что боги «гораздо хуже людей») Нужно уточнить, что речь идет о богах Пуран, потому что христиане могут вообще не понять, что я имею в виду. У них совсем иное представление о богах. Это относится и к греческой мифологии. Не только. Это применимо ко многим богам, а если христиане и не понимают, другие поймут! Если хоть немного читали и видят чуть дальше своего носа, поймут. У богов Пуран много общего с греческими и египетскими богами: боги египтян вообще ужасны... Они отрезают людям солоны, расчленяют врагов!... Греки тоже мягкосердечием не славились! В Европе и современном западном мире воображают, что боги - греческие, «языческие», как их называют, — плод человеческой фантазии, а не настоящие существа. Чтобы понять, нужно знать, что они существуют. В этом разница. Для европейцев это плод человеческого воображения, не имеющий под собой никакой реальной почвы. Это большая ошибка. Чтобы понять механизм жизни вселенной, и даже земной жизни, нужно знать, что это живые существа, обладающие независимой реальностью. Они жили бы, даже если бы не было людей! Большинство богов возникло прежде человека. Это существа, созданные на некоем этапе сотворения вселенной и участвовавшие в творении от самых воздушных и тонких до самых материальных миров. В них воплотился созидающий Дух, призванный исправить mischief [ошибки]... Асуров. Те произвели хаос, темноту, бессознательное, и тогда пришла вторая «очередь», направляющая сотворенное зло; боги постепенно заселяли области и - не скажу плотные, потому что они не плотные и даже не материальные; материи в том виде, в каком мы к ней привыкли, там не существует, — все более конкретные субстанции. В разных оккультных школах и традициях эти области реальности назывались и классифицировались по-разному, но в целом сходство остается. Если достаточно глубоко изучить традиции, заметно, что в разных странах и языках меняются лишь имена. Описания совпадают. Впрочем, те, кто идет иным путем, то есть человеческие cущества, благодаря познаниям в оккультизме имеющие возможность выходить из «тел» (по-английски это будет sheaths, оболочка), чтобы войти в более тонкое тело — чтобы действовать в более тонком теле, и так двенадцать раз подряд (каждый раз нужно выйти из более материального тела, оставив его в соответствующей области), и западные, и восточные оккультисты видели и обнаружили но время своих путешествий примерно одно и то же. Разными слонами они описывали сходные опыты. Существует халдейская традиция, ведическая традиция, и очень может быть, что обе происходят из более древней традиции, разделившейся на две ветви. Так вот, все оккультные опыты в них совпадают. Изменяется лишь описание в зависимости от страны и языка. История творения дается в традициях не с метафизической и не с психологической, а с объективной точки зрения; эта история не менее реальна, чем наша. Разумеется, это не единственный взгляд на вещи, но ои имеет такое же право на существование, как и прочие, во всяком случае признает конкретную реальность божественных существ. Но и сейчас в опытах западных и восточных оккультистов можно найти немало общего. Различается лишь манера изложения, а работают они с одними и теми же силами. Все это я узнала от Теона. Это был... не знаю даже, русский или поляк (русский или польский еврей), он так и не сказал мне. Кто он был на самом деле, где родился, сколько ему лет — ничего. (На самом деле Теон был поляком по происхождению. Он родился в 1847 г. в Варшаве, а умер в Тлемсене в 1927 г.) У него было два вымышленных имени: арабское, которое он взял, скрываясь в Алжире (причины я не знаю). Раньше он работал вместе с Блаватской и основал оккультное общество в Египте. Затем уехал в Алжир, и там его сначала звали «Айя Азиз» (арабское слово, которое переводится как «возлюбленный»), а затем, когда он занялся созданием своего «космического журнала» и «космической группы», ОН назвал себя Максом Теоном, то есть высшим Богом(!), самым великим Богом! И никто не знал его под другими именами, кроме этих двух, Айя Азиз и Макс Теон. Его жена была англичанкой. Теон говорил, что получил посвящение в Индии (он немного знал санскрит и великолепно — Ригвсде), а затем каким-то образом основал традицию, названную им «космической», которую ему якобы дала уж не знаю как — традиция, предшествовавшая Каббале и Ведам. Но многому увиденному и узнанному мною до знакомства с ними я нашла подтверждение у них (госпожа Теон оказалась ясновидящей, имела видения, и была просто чудо). Так что лично я уверена, что этим двум традициям действительно предшествовала какая-то иная, заключавшая в себе знания, очень близкие к интегральному. Опыты тоже очень похожи. Приехав сюда, я стала делиться со Шри Ауробиндо некоторыми полученными мной оккультными познаниями, и он сказал, что они вполне соответствуют ведической традиции. Про некоторые оккультные практики он сказал, что они совершенно тантрические, — а я на тот момент абсолютно ничего не знала ни про Веды, ни про Тантру. Поэтому очень вероятно, что существовала более ранняя традиция. У меня сохранились воспоминания (я все воспринимаю, как пережитое) — ясные и четкие воспоминания о гораздо более раннем, чем эпоха Вед, Каббалы или халдейской традиции, времени. Но лишь несколько человек на Западе знают, что это не просто мое (более или менее разыгравшееся) воображение или субъективные переживания, а вещь, соответствующая мировой истине. Так что эти области и миры населены существами, причем каждое обитает в своей области, и вы, будучи пробужденным на сознательным в данном плане, — например, если, выйдя из материального тела, пробуждаетесь в высшем плане, — вступаете в такую же связь с явлениями и существами этого плана, какая у вас была с явлениями и существами материального мира, то есть вполне объективную связь, а отнюдь не с представлениями об этих явлениях Естественно, чем ближе план к физическому, материальному миру, тем больше между ними сходства, и в какой-то момент одна область даже непосредственно воздействует на другую. Во всяком случае, то, что Шри Ауробиндо называет «областями сверхразума», обладает конкретной реальностью, совершенно независимой от личного опыта: вернувшись туда, вы застанете там то же самое, за исключением перемен, произошедших ЗА ВРЕМЯ ВАШЕГО ОТСУТСТВИЯ. Вы взаимодействуете с существами этого плана точно так же, как с существами мира физического, с той лишь разницей, что гам вес более гибко, пластично, непосредственно (например, можно менять внешнюю форму в зависимости от внутреннего состояния), но вы точно гак же можете назначить встречу некоему существу и, придя па нее, застать это существо лишь несколько изменившимся за время вашего отсутствия: это совершенно конкретная реальность и совершенно конкретные явления. Чтобы понять это, нужно обладать хоть каким-то опытом. В противном случае, если вы пребываете в убеждении, что это человеческие фантазии и умопостроения, если вы полагаете, что боги выглядят так или иначе потому, что такими их придумали люди, — все, кто говорят, что Бог создан по образу человека и существует лишь в человеческом воображении, не способны ничего понять, им это покажется нелепостью и безумием. Нужно хоть немного пережить, хоть слегка прикоснуться к этому миру, чтобы понять, насколько он конкретен. Многое, конечно, знают дети — если они не испорчены. Многие дети каждую ночь возвращаются в одно и то же место и продолжают начатую там жизнь. Можно сохранить эти способности и в зрелом возрасте. В ту пору, когда я особенно интересовалась снами, я могла возвращаться во сне в то же самое место и продолжать начатую там работу, куда-то ходить, чем-то заниматься, например организацией или изучением чего-нибудь, как в жизни: куда-то уходишь, отдыхаешь, потом возвращаешься и вновь принимаешься за свое дело, находящееся в том же состоянии, в каком ты его оставил. При этом легко заметить, что вещи там существуют независимо от вас, изменяются без вашего участия, и за время вашего отсутствия сами собой происходят различные события. Но для этого нужно самому ПЕРЕЖИТЬ такие опыты; нужно увидеть и прожить их с той искренностью (искренне и непосредственно), которая позволяет увидеть, насколько они не зависят от ваших умопостроений. Вы вполне можете сделать обратное — изучать, каким образом умопостроения воздействуют на внешние события, — это очень интересно. Но это уже другая область. Такие занятия научат нас осторожности и вниманию, так как вы поймете, как легко самому ввести себя в заблуждение. Поэтому необходимо изучать и то, и другое и работу собственного ума, и оккультную реальность, чтобы понять, в чем ГЛАВНОЕ различие между ними. Одно существует самостоятельно и совершенно независимо от представлений о нем, а другое... К счастью, мне было дало получить все опыты, притом что я СОВСЕМ не знала, с чем имею дело, — мысль моя была абсолютно... (как сказать?) чиста. Они совершенно не соотносились с работой мысли. Что со мной было, какие законы управляют этими явлениями, я узнала только ПОТОМ, когда из любопытства попыталась понять, к чему это относится. Тогда я поняла. Но прежде ничего не знала. Так что у меня есть доказательства того, что эти вещи существуют совершенно независимо от моего воображения и представлений. Подобное в мире случается нечасто. Поэтому опыты, совершенно естественные и очевидные для нас, людям, не знающим ничего представляются... игрой разнузданного воображения. Попробуйте рассказать об этом западным людям, далеким от оккультизма. Представляю их глаза... Как только вы отвернетесь, скажут: «Вот чокнутые»! *** (Через некоторое время ученик попросил Мать уточнить, в чем заключается основное различие между оккультной реальностью и умственными представлениями) Поработав в этой области, начинаешь понимать, что ментальное восприятие, изучение явления накладывает особый отпечаток: опыт может быть совершенно спонтанным и искренним, но сам факт того, что ты постиг это явление еще и умом, накладывает на него особый отпечаток; если не пытался изучать явление и совсем ничего не знаешь про него, ты воспринимаешь его абсолютно спонтанно и не посредственно; восприятие может быть более или менее адекватным но это не результат предварительного ментального анализа. В моей жизни случилось так, что я стала исследовать эти явления лишь ПОСЛЕ того, как получила опыт и по причине этого опыта. Я хотела разобраться и поэтому стала изучать сходные явления. Что касается видения предыдущих жизней, тут было то же самое я не знала о них НИЧЕГО, даже того, что они возможны, и только получив опыт, стала изучать этот вопрос и даже, к примеру, проверяла достоверность исторических фактов, данных мне в видении, а до того я о них ничего не знала. *** (Затем ученик спросил, как происходит последовательный переход в более тонкие тела) Существуют тонкие тела и тонкие миры, соответствующие телам; в психологии они называются «состояниями сознания», но такие состояния сознания реально соотносятся с различными мирами. Оккультный способ заключается в осознании различных внутренних состояний, или топких тел, и в овладении ими, достаточном для того, чтобы последовательно извлекать их друг из друга. Существует целая шкала тонких состояний по возрастанию или по убыванию, если смотреть в другом направлении, и оккультный способ состоит в том, чтобы из более плотного тела переходить в более тонкое, и так до самых эфирных областей. При этом каждый раз словно оказываешься в ином измерении. Четвертое измерение в физике — это по сути оккультное знание, описанное в научных терминах. Можно дать другой образ. Физическое тело — самое материальное и самое плотное, оно же самое маленькое, — находится как бы в центре, и из него выходят внутренние, более тонкие тела: они проходят сквозь его оболочку и распространяются все дальше, как вода, вытекающая из пористого сосуда и образующая лужи. Чем тоньше область, тем шире она распространяется, пытаясь достичь широты вселенной, и последняя область достигает ее. Это совершенно конкретный способ, дающий объективный опыт существования и даже активного существования в невидимых мирах. Вез даты, 1958 Выходу из тела во сне и сохраняя сознание в витальном мире, можно сделать витальную жизнь такой же сознательной, как физическая. Я знала, людей, обладающих такой способностью. Некоторые настолько увлекались опытами, что не хотели возвращаться в тело. Сохраняя сознание и самообладание в витальном мире и обладая там некоторой силой, можно испытытать массу прекрасных ощущений, гораздо более разнообразных и чудесных, чем в физическом. Представь, например, что ты устал и хочешь отдохнуть. Умея выходить из тела и сознательно входить в витальный мир, ты можешь очутиться в чудесном лесу, где собрана самая богатая и прекрасная растительность, где находятся удивительные зеркальные водоемы, где воздух полон вибрирующей жизненной энергией растений! Ты найдешь такую жизнь, такую красоту, такую полноту и богатство, что, пробыв там всего минуту, проснешься полный сил с ощущением совершенно небывалого прилива энергии. Это настолько объективно, настолько конкретно! Я водила, туда людей, ничего не рассказывая им предварительно, и они, вернувшись, могли не хуже меня описать это место. Есть такие области — их немного, но они есть. Но есть в витальном мире множество и таких мест, куда, лучше не ходить. Те, кто с легкостью выходит из тела, должны делать ЭТО очень осторожно. Поскольку люди проделывают подобные вещи в одиночку, мне не удается научить их, но они могут встретиться с очень вредными для них опытами, оставшись вообще без защиты! Витальный мир — это мир крайностей. Съев там гроздь вино града, можно обходиться без еды тридцать шесть часов, не чувствуя голода. Но некоторые вещи в одну минуту отнимут всю энергию, сделают больными или даже инвалидами. Я знала одну совершенно исключительную с оккультной точки зрения женщину, с которой в витальном мире приключился такой случай. (Речь идёт о госпоже Теон.) Желая вырвать из мира витальных существ кого-то, к кому она была привязана, она получила такой удар в глаз, что ослепла. Даже если заходить не так далеко, случается, что в витальном мире происходят такие вещи, последствия от которых ощущаются в течение нескольких часов после пробуждения.